Тон в споре между Москвой и Киевом по поводу цен за поставки и транзит российского газа стал жестче с обеих сторон. Но большинство наблюдателей все еще верят, что компромисс будет найден, поскольку рисковать, ставя под угрозу снабжение газом Европы, никто из спорщиков не хочет.
То, что в начале декабря казалось ставшим почти обычным в преддверии зимы ценовым покером между Россией и Украиной, связанным с вопросом российских поставок газа соседям и транзитных пошлин за экспорт на Запад, переросло с некоторых пор в спор, затрагивающий, чем дольше он продолжается, все больше проблем, имеющих двусторонний характер. Тон с обеих сторон стал более едким, официальные органы пока, правда, избегают открытого обмена ударами, зато в средствах массовой информации двух стран в ход пошла тяжелая словесная артиллерия.
Прежнее стремление получить больший контроль
Новой проблему не назовешь. Москва понимает, что со времени распада Советского Союза транзит ее газа на выгодный европейский рынок зависит от Украины (на целых 80 процентов) и от Белоруссии, поскольку у прежней советской трубопроводной сети неожиданно оказались разные собственники. Это тоже одна из причин начала строительства 'прямого' экспортного газопровода через Балтийское море в Германию. Москва не один год добивается от Киева и Минска сосредоточения транзитных трубопроводов под крышей консорциума, в котором концерн 'Газпром', являющийся практически монополистом, владел бы половиной акций. Серьезной причиной этого являются, очевидно, значительные объемы газа, которые 'теряются' на пути в соседние страны. Минск и Киев, засчитывавшие транзитную пошлину Москвы в счет крайне низкой цены на газ для своих собственных потребностей, в прошлом могли с легкостью уходить от эффективного российского контроля. По крайней мере, Белоруссия все же уступила, поскольку была поставлена перед выбором, согласиться с созданием консорциума с 'Газпромом' или же получать российский газ по значительно более высокой цене.
Согласившись, Минск получит газ в следующем году по 46 долларов США за 1000 кубических метров. Киев, напротив, заупрямился, пришел в ужас из-за первого предложения Москвы, предусматривавшего цену на уровне 160 долларов США за 1000 кубических метров, никак на это не отреагировал, в результате чего цена была увеличена до 220-230 долларов США. Это, лаконично заявили в Москве, - рыночная цена, а поскольку Европейский Союз объявил Украину страной с рыночной экономикой, Киев, наверняка, понимает, что в дальнейшем надо строить экономические отношения не на бартере, а платить рыночные цены, тем более что он готов также поднять пошлину за транзит до рыночного уровня. Такова в общих чертах российская позиция.
Новое 'стратегическое оружие'
Для полноты картины надо сказать, что 'удовольствие' от значительного повышения цены получит не только Украина, но и другие страны, такие, например, как Грузия и Молдавия. Они вместе с Украиной добиваются освобождения из-под влияния Москвы и берут курс на Запад, приняв недавно с этой целью меры. В то же время Армения, сохраняющая верность бывшему Центру, может, как и Белоруссия, платить с великодушной скидкой. Возникает подозрение, что это контрмера России, направленная против непокорных стран.
Это отвечает сформулированной еще несколько лет назад Путиным доктрине, согласно которой, Россия впредь должна преследовать геостратегические цели преимущественно с помощью экономико-энергетических, а не военных средств. Энергетический гигант 'Газпром', находящийся под контролем государства, щупальца которого протянулись вплоть до Западной Европы и Средней Азии, словно производит замену ракет среднего радиуса действия, очевидным является также усиление государственного влияния в нефтяном секторе. Россия - крупнейший производитель энергоносителей в мире, и здесь вновь обретенная власть, видимо, должна пройти свое испытание.
Правда, Украина оказывает ожесточенное сопротивление. Во-первых, она придерживается точки зрения, что поставки газа и уровень цены определены в договорном порядке до 2013 года, во всяком случае, цену можно было бы повышать поэтапно. После того, как премьер-министр Ехануров ни с чем вернулся из Москвы, куда он ездил, чтобы решить проблему в ходе переговоров со своим коллегой Фрадковым, вчерашняя дискуссия стала напоминать разговор глухонемых. Киев утверждал, что вовсе не получал из Москвы официального, письменного предложения, в то время как Москва заявляла, что украинцы отказываются признавать новые реалии. Одновременно в Киеве говорили, что смешанная комиссия хочет заняться вопросом до конца года, и что на повестку дня поставлены уже 20 вопросов.
Газовый спор приобретает все большие масштабы
Замешанным в спор из-за газа уже оказался российский Черноморский флот, который со времени распада Советского Союза наслаждается гостеприимством в украинском Севастополе на побережье Крымского полуострова. Украинская сторона поднимает вопрос не только о том, чтобы потребовать в одностороннем порядке повышения рыночной цены за аренду, но уже предъявила целый перечень нарушений российским флотом всех мыслимых украинских законов. Среди контрмер - также идея открыть бывшие советские военные объекты, используемые Россией, для западных инспекторов. Российская сторона ответила на подобные незрелые предложения яростным воем. Обычно здравомыслящая 'Независимая газета' назвала украинский тон 'языком холодной войны', не исключив выхода Киева из Содружества независимых государств (СНГ).
Поскольку мнимых причин сводить счеты по открытым счетам хватает, - в Москве не забыли, что Киев пытался создать демократический противовес СНГ - часть действующих лиц, судя по всему, испытывает явное наслаждение от волнения. Большинство наблюдателей, тем не менее, считают, что два соседа найдут, в конечном счете, компромисс, во всяком случае, по образцу российско-белорусской договоренности. Поскольку в случае дальнейшей эскалации на карту может быть поставлена безопасность снабжения Европы, а это опасное дело, на котором никто не хочет обжечься. Но в Москве пока грозят прекращением поставок с Нового года и заранее умывают руки, объявляя о своей невиновности в случае, если украинцы будут отбирать большие объемы экспортного газа, предназначенного для Европы, для своих собственных потребностей.