'Спасибо тебе, Герд'. Противники газопровода по дну Балтики уже шьют такие транспаранты. Приняв предложение занять должность в наблюдательном совете фирмы, строящей газопровод, Шредер убедил часть немцев в том, что все предприятие, в которое был вовлечен авторитет государства - это просто частное предприятие канцлера. Ну, может, публично-частное, потому что оно организовано совместно с Российской Федерацией в лице Владимира Путина. Шредер предпринял интересный эксперимент: он решил проверить, сколько можно терпеть явно неприличное поведение. А вместе с тем дал эффективное оружие противникам газопровода, которые спросят немцев и остальных европейцев, охота ли им платить больше за российский газ только потому, что Шредер с Путиным затянули петлю на шее половины государств Европы.
Следует помнить о прежних экономических успехах Шредера. Этот вышедший из народа любитель сигар, шелковых костюмов и краски для волос в прошлом был председателем наблюдательного совета 'Фольксвагена'. На самом деле, было как-то неловко задавать вопросы действующему канцлеру об участии в афере со снабжением профсоюзных деятелей дорогими проститутками на деньги фирмы, но нет сомнений в том, что такая система управления корпорацией действовала и при нем.
Теперь он, как только сложил полномочия канцлера, становится руководителем наблюдательного совета компании NEGP (North European Gas Pipeline). Первые комментарии касались вознаграждения для Шредера, которое якобы должно составлять около миллиона евро в год. Сам он вначале утверждал, что размер жалованья не установлен. Правильно - потому что можно смело сказать, что миллион евро в такой фирме - это немного. Теперь мы узнаем, что Шредер будет работать бесплатно. Сложно в это поверить. Но даже если это так, то выглядит это примерно так же, как если бы президент США, уйдя в отставку, возглавил китайскую фирму, производящую десантные катера, которые послужат для вторжения на Тайвань. Политик, который еще недавно руководил крупнейшим государством Европы, идет работать в фирму, являющуюся собственностью государства вовсе не союзнического, а многими союзниками Германии признаваемого опасным. Если это не возмутительно, то члены правительства могут спокойно подрабатывать в 'центрах досуга'. С этической точки зрения это наверняка вызовет меньше сомнений.
Дело приобретает еще более дурной запах, учитывая, что канцлер обеспечил себя работой, еще находясь у власти, поскольку - как выяснил российский журналист Алексей Венедиктов - личный состав руководства концерна был согласован 10 октября 2005 г. во время прощального визита Шредера в Москву.
Друг Артур
Дополнительный смак афере придает личность исполнительного директора всего предприятия. Назначенный на должность председателя совета директоров NEGP Маттиас Варниг (Mattias Warnig) несколько лет работал агентом Штази по особым заданиям под псевдонимами Артур (в папках службы безопасности о нем упоминается не менее 70 раз) и Экономист. В 1987-1989 гг. он (OibE - Offizier im besonderen Einsatz) шпионил в военно-промышленном секторе ФРГ. Объектом его интереса был тогда Дрезднер-Банк, один из крупнейших финансовых институтов Германии (он находился под наблюдением Штази с 1974 г.). Варниг вел свою работу по заданию тогдашнего офицера КГБ Владимира Путина.
После объединения Германии Варниг по-прежнему был связан с Дрезднер-Банком, искавшим пути выхода на российский рынок. Его, как человека, знающего русский язык и имеющего широкие контакты, ценили на вес золота. В те времена действовать в России могли только фирмы, имеющие лицензии, выданные в Москве или Санкт-Петербурге, где их выдавал не кто иной, как Владимир Путин. Получив лицензию, Дрезднер-Банк стал одним из двух монополистов на российском рынке. ГДРовское и шпионское прошлое Варнига было, разумеется, затушевано.
Через два года после того, как Владимир Путин вступил в должность президента России, Варниг стал председателем наблюдательного совета дочерней компании немецкого банка в Москве, а, вместе с тем, руководителем московской компании Investment-Banking. Дрезднер-Банк финансировал многие правительственные инвестиции, в том числе, проекты Газпрома.
Официально Путин и Варниг познакомились только в 1990-е годы, а их дружбу якобы укрепила помощь, которую Дрезднер-Банк и сам Варниг оказали жене Путина, пострадавшей в автокатастрофе. Недавно бывший агент также провел многомиллиардный кредит, который позволил государственной компании 'Роснефть' выкупить 10 процентов акций также государственного 'Газпрома', что позволило профинансировать начало строительства балтийского газопровода.
Бокасса из Берлина
Все знаки на небе и на земле показывают, что единственным немцем, которому будет выгодно строительство газопровода, окажется сам Шредер. Немецкие получатели газа будут вынуждены больше платить из-за абсурдно дорогостоящего проекта. Только вот до конца он наверняка не будет доведен, потому что о Шредере скажет свое слово немецкая история, о которой он так хотел забыть. Оказывается, труба может повредить затопленные в Балтийском море во время второй мировой войны запасы немецкого химического оружие, что привело бы к заражению его вод.
Экономической выгоды вся эта затея тоже не принесет, потому что экономический смысл она имела бы лишь в том случае, если бы было построено несколько станций по увеличению давления газа. А их нужно поставить на шельфе, то есть, в шведских или польских территориальных водах. Зато сам Шредер станет европейским Бокассой, который создает угрозу совместным интересам Европы и Германии ради сомнительного качества почестей и подшитой личным интересом дружбы двух бывших агентов.
Чтобы было еще смешнее - ни немецкое, ни российское государство не заработают на новом проекте, потому что North European Gas Pipeline Company зарегистрирована не в России и не в Германии, а в Швейцарии - в небольшом кантоне Цуг (Zug), считающемся швейцарским налоговым раем.
Знаменитый шахматист Гарри Каспаров, связанный с российской демократической оппозицией, дал такую оценку этому проекту: 'Принятие этой должности бывшим канцлером - позор для демократии, чего Шредер, впрочем, не понимает, потому что, считая себя демократом, он ввязывается в мафиозные структуры. Этого и добивался Путин, потому что теперь он может спокойно показать пальцем на Запад (который вечно обвинял Россию в недостатке демократии) и сказать: 'они такие же коррумпированные, как и мы'. Путин, предлагая должность бывшему канцлеру, купил Германию, великую экономическую державу, что он считает огромным личным успехом'.
А мы можем надеяться, что он купил только одного немца. Следующим шагом должно быть присвоение Шредеру звания почетного чекиста и российского гражданства. Заранее поздравляем.
____________________________________________________________
Главный редактор журнала 'Wprost' Марек Круль отвечает на вопросы читателей ИноСМИ