Доверие - хорошо, контроль - лучше. Этот принцип приписывают Владимиру Ильичу Ульянову, известному как Ленин. Как осуществлял его на практике основатель Советского Союза и его преемник Иосиф Виссарионович Джугашвили, которого называют Сталиным, известно.
Конечно, Россию Путина нельзя сравнивать с Россией Ленина и Сталина. Тем не менее, Закон о неправительственных организациях (НПО), общественных и некоммерческих объединениях, принятый вчера Государственной Думой, исходит даже из более строгого принципа: недоверие - необходимо, поэтому контроль является законным - так можно было бы его сформулировать.
После широкой критики в стране и за рубежом закон был в некоторых пунктах смягчен. Российская 'Независимая газета' писала о беспрецедентном давлении со стороны Запада. Заместитель государственного секретаря США Николас Бернс (Nicolas Burns) якобы имел в Министерстве иностранных дел в Москве 'крайне жесткий разговор'.
Основная уступка Путина в связи с критикой со стороны Запада заключается в том, что российские филиалы международных НПО (таких, как Amnesty International, Фонд Карнеги (Carnegie) или демократические фонды Джорджа Сороса/George Soros), могут не проходить перерегистрацию как самостоятельные российские организации. Но в целом закон дает органам власти широкие полномочия по отношению к НПО. Так, не дается более точное определение ключевого понятия 'политическая деятельность', что практически делает легитимным государственный произвол - под знаменем антитеррористической борьбы, являющейся заявленной целью закона.
К чему это может привести, только что продемонстрировал скандал с подслушиванием в США. Если бы о нем стало известно раньше, то Кремль, наверное, меньше бы прислушивался к американским протестам по поводу закона о НПО - и не совсем несправедливо. Что ничего не меняет в праве на критику.