Вчера украинское правительство утвердило план действий относительно проведения инвентаризации имущества, переданного Черноморскому флоту (ЧФ) России. Похоже, что Киев таким образом пытается 'усмирить' намерения Москвы повысить цены на газ. Украина выложила свой главный козырь. Не покроет ли его российский 'Газпром' новым витком 'рыночной цены'?
Вопрос об инвентаризации имущества, находящегося в распоряжении ЧФ, поднимался на переговорах с русскими давно. Еще при прошлой власти во время переговоров с русскими коллегами украинские дипломаты указывали на 'нецелевое' использование отечественных объектов. Открыто о 'флотских' проблемах начала говорить новая власть. Результатом дискуссий и стало вчерашнее правительственное решение. В правительстве отметили - оно не имеет политической окраски, а лишь экономическую. Все, наверное, так и выглядело бы, если бы постановление не принималось на волне газовых перебранок с Россией. Решение Киева выглядело своеобразным ответом: вы требуете от нас мировые цены за газ, мы устроим обстоятельную проверку вашей деятельности в Крыму. . .
Об увязке 'флотского' и 'газового' вопроса начали открыто говорить после заявления заместителя руководителя Секретариата Президента Анатолия Матвиенко. Напомним, он сказал, что Украина 'вправе ставить вопрос относительно соответствия мировым ценам и стандартам пребывания иностранных войск на территории другого государства'. Российское руководство назвало такое заявление 'нервным заявлением'. И в чем-то они правы. Киев может поднять цену за аренду фактически только по двум причинам. Первое - денонсация подписанных в 1997 году с Россией договоренностей относительно Черноморского флота. К этому, наверное, в Украине не готовы, поскольку это грозило бы неизбежным спором с Москвой. Второе - взаимное согласие на повышение цен. Однако сомнительно, что такую идею восприняли бы в России. Перед Украиной оставалась задача поиска других аргументов, которые бы могли сбалансировать газовое давление. Такой аргумент, очевидно, был найден.
'Это постановление является техническим документом, закрепляющим ответственность украинского правительства за украинское имущество', - отметил министр экономики Арсений Яценюк вчера на брифинге, комментируя правительственное решение. Он подчеркнул, что постановление 'не имеет ни какой окраски, кроме экономической'. 'Речь идет о том, что наконец мы смогли дать четкое и понятное определение центральным органам государственной исполнительной власти, уполномоченным управлять государственным имуществом, находящимся на территории Украины как в Севастополе, так и в Феодосии и в Гвардейском, и является неотъемлемой частью трех дополнений к украинско-российскому соглашению о пребывании Черноморского флота на территории Украины', - сказал министр. По его словам, постановление предусматривает проведение инвентаризации объектов, которые использовал ЧФ бывшего СССР. 'Мы сегодня смело можем сказать, что никто не знает, какое имущество, сколько этого имущества, за кем закреплено и кем используется на территории трех городов', - сказал А. Яценюк. Глава Фонда госимущества Валентина Семенюк в свою очередь сообщила, что Министерство иностранных дел уже получило поручение провести переговоры с российскими коллегами относительно получения разрешения на проведение инвентаризации имущества, переданного российскому флоту. На выполнение плана действий выделено два месяца.
Решение действительно смелое. Другое дело, к каким последствиям оно приведет в отношениях Украины и России именно сейчас, во время непредсказуемого развития газовой истории. У Киева уже была возможность наблюдать за стремительным повышением 'рыночной цены' на газ, которая сейчас по российским расчетам для Украины должна составлять более 200 долларов. Возможно, это не предел? Существует реальный риск того, что правительственное постановление, отвечающее интересам Украины, на которое, очевидно, возлагались надежды как на сдерживающий механизм газового давления со стороны России, в конце концов не приведет к желаемым результатам. Во всяком случае в части, касающейся уменьшения ценовых аппетитов российского 'Газпрома'. Если в Москве воспримут шаг Украины именно в газовом контексте, то не исключено, что позиция российских газовиков станет еще более неуступчивой. Где гарантии, что правительственное постановление будет побуждать Москву к компромиссу на этот раз? Похоже, ни каких. . .
БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ
Александр СУШКО, Центр мира, конверсии и внешней политики Украины:
- Будет ли расценивать Москва правительственное постановление Украины относительно ЧФ как ответ на возможное повышение цены на газ?
- Этот вопрос и возник, потому что появились дискуссии относительно газа. Понятно, что в юридической плоскости нет увязки, но в политической есть.
- Как расценивать заявление министра Арсения Яценюка, что решение не имеет 'политической окраски'?
- В той же степени не имеют политическую окраску и попытки России поднять цену на газ. Нужно различать официально декларируемые тезисы с реальной мотивацией. Мотивация украинского правительства заключается в том, что если российская сторона высказала лозунги перевода двухсторонних отношений на прагматичные, рыночные рельсы, то почему это касается исключительно газа. Это должно касаться всего комплекса двухсторонних договорных отношений. В частности, вопрос базирования ЧФ был в свое время решен не на рыночных основах. Итак, вполне логично, что этот вопрос, а также вопрос использования Россией радиолокационных станций в Мукачево и Севастополе также должен переводиться на рыночные рельсы. Хотя понятно, что Украина не может де-юре менять соглашение с Россией о пребывании ЧФ. Но Украина может поставить вопрос о пересмотре отдельных положений этого соглашения как не отвечающих современной логике отношений между Украиной и Россией.
- Не приведет ли правительственное решение к обратному эффекту, и Россия станет еще более неуступчивой в вопросах относительно газа?
- Сегодня есть украинские предложения по газу, которые лежат на столе переговоров. Я уверен, что если они будут учтенные в окончательном варианте решения проблемы, то Украина сможет снять рассмотрение вопроса по ЧФ. Но пока этого не происходит, то, понятно, что государство использует все имеющиеся в наличии у него козыри, которые могут быть дополнительными аргументами. Понятно, что в мире нет единой рыночной цены на базирование военных баз. Эта сумма может составлять несколько миллиардов долларов, а может только один доллар. Все зависит от уровня договоренностей, с которыми страны выходят относительно принятия решения о базировании иностранных военных баз. Например, за военные базы в ФРГ США ничего не платили в немецкий бюджет, но решение о расположении этих баз было политическим. Оно диктовалось защитой от возможной экспансии коммунистического блока. Но если взять американские базы на Филиппинах, то там речь идет о нескольких миллиардах ежегодной платы.
- Насколько большой риск того, что украинский козырь будет бит?
- Конечно, один отдельно взятый аргумент по ЧФ не сработает. Сработает комплекс аргументов, позиция государства, если оно будет последовательным в отстаивании национальных интересов. В случае достижения компромисса по газовому вопросу правительство может прекратить использование карты, связанной с ЧФ. Если говорить о тех суммах, которые недополучит бюджет Украины, то по разным оценкам, эта цифра составляет, как минимум, один миллиард долларов ежегодно.
N237, четвер, 22 грудня 2005