Ноябрьский доклад консультативного совета президента Буша по федеральной налоговой реформе попал на ничью землю. Правых разочаровала излишняя осторожность содержащихся в нем предложений, а критику левых вызвало то, что в докладе подчеркивается вредное влияние высоких налогов на труд, сбережения и инвестиции.
Возможно, совет завоевал бы больше сердец и умов, если бы изучил реальный мировой опыт налоговой реформы. Особенно привлекательно выглядит революция, произведенная в Восточной Европе введением фиксированной ставки подоходного налога. Девять стран бывшего советского блока ввели у себя недифференцированный налог - не зависящий от уровня дохода - а другие намерены это сделать. По иронии судьбы, эти страны отвергают былую политику классовой борьбы и выстраивают налоговые системы, нацеленные на привлечение инвестиций, укрепление экономического роста и равное отношение ко всем гражданам.
Например, Россия пользуется выгодами от введенной в 2001 г. единой 13-процентной ставки. Новая ставка начала быстро давать позитивные результаты. В казну потекли доходы, поскольку уклонение от уплаты налогов стало гораздо менее выгодным. После введения единой ставки уровень личных доходов с учетом инфляции увеличился более чем в два раза.
Но Россия всего лишь училась у соседей. Первой была Эстония, которая в 1994 г. ввела 26-процентную единую ставку. За ней в середине 1990-х последовали Латвия и Литва, с 25- и 33-процентной ставкой соответственно. После России была Сербия: в 2003 г. она ввела 14-процентный налог. В прошлом году к ним присоединились Словакия (19 процентов) и Украина (13 процентов). В нынешнем году - Румыния (16 процентов) и Грузия, которая гордится тем, что у нее самая низкая ставка налога - 12 процентов.
Эстония, между тем, сокращала свою ставку: сейчас она составляет 24 процента, а до конца десятилетия опустится до 20 процентов. Литва также решила сделать свой недифференцированный налог более конкурентоспособным: его ставка снизится с 33 до 24 процентов.
Недифференцированный налог - не панацея. Но в сочетании с другими рыночными реформами он обеспечивает существенный экономический рост. Во всех трех балтийских государствах наблюдается мощный рост, составляющий в среднем более 5 процентов в год. Неудивительно, что 'балтийские тигры' стали образцом для всего региона. Благодаря этому росту высоки налоговые поступления, в частности, в силу того, что резко снизился уровень уклонения от уплаты налогов. При этом богатые платят львиную долю: например, в Эстонии самые богатые 10 процентов населения платят 41 процент налогов.
Словацкой системе нет и двух лет, но она уже показала свою эффективность. По мнению директора словацкого Института Хайека (Hayek Institute), поступления от подоходного налога на полпроцента ВВП выше, чем предполагали 'статические' прогнозы (то есть, не учитывающие неизбежных изменений в поведении при реформе налоговой системы). В Словакию хлынули новые инвестиции. Столько автомобильных компаний строит здесь свои заводы, что эту страну называют 'европейским Детройтом'.
Экономический успех, достигнутый этими странами, не остался незамеченным за рубежом. Недавно избранная коалиция в Польше может ввести единый налог, а оппозиционная партия в Чехии обещает 15-процентный налоговый режим в случае победы на предстоящих выборах. Налоговую реформу обсуждают законодатели Хорватии, Болгарии и Венгрии.
Западноевропейские политики к этой налоговой революции относятся настороженно. Бюрократы Европейского Союза и Организации экономического сотрудничества и развития со штаб-квартирой в Париже возражают против 'вредной' налоговой конкуренции, а французские и шведские политики жалуются на 'фискальный демпинг'. Но вряд ли кто-то серьезно воспринимает такую критику, исходящую из уст лидеров стран, экономика которых страдает от высокой безработицы и вялого роста.
И все же, некоторые западноевропейские законодатели, в том числе, в Испании, Греции, Дании, Нидерландах, Германии и Британии начали обсуждать возможность введения недифференцированного налога.
Уже то, что такие дискуссии ведутся, свидетельствует о либерализующей силе налоговой конкуренции. И если верны слухи о том, что в будущем году Китай намерен ввести недифференцированный налог, движение к налоговой реформе станет неумолимым.
Нужно заметить, что налоговые системы восточноевропейских стран не являются совершенными. Многие из них по-прежнему обременены высокими налогами на заработную плату. Но успех налоговой реформы в Восточной Европе очевиден, а Соединенные Штаты могут поучиться на примере достижений других стран.
При недифференцированном налоге наша экономика, вероятно, не будет расти так же быстро, как эстонская, и вряд ли нас обрушится такой денежный поток, как в России. Но восточноевропейский опыт дает веские основания полагать, что единая ставка налога усилит нашу экономику, улучшит налоговую дисциплину и снизит политическую коррупцию. Он мог бы стать и стимулом к привлечению капитала: в Восточной Европе он является магнитом для иностранных инвестиций.
В последние годы президент Буш хвалит российский недифференцированный налог. В ходе своего визита в Словакию он даже сказал, что мечтает о том, чтобы единая ставка налога была и у Америки. Будем надеяться, что мечта воплотится в жизнь. Пусть Америка и Запад победили в холодной войне, но если налоговый кодекс продолжит создавать нам помехи, то бывшие коммунистические страны могут оказаться тем, кто смеется последним.
Дэниел Митчелл - старший научный сотрудник фонда 'Heritage' в области политической экономии