Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Москва пытается использовать нефть и природный газ как политический инструмент

Западные официальные лица заявляют, что за Россией будет вестись пристальное наблюдение

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Первого января будущего года Россия займет кресло очередного председателя Большой Восьмерки, обещая сделать центральной темой своего председательского срока "энергетическую безопасность". Многие ожидают, что Москва использует председательство в Большой Восьмерке, чтобы укрепить свой имидж надежного поставщика энергоносителей для крупнейших экономик мира.

Москва, 23 декабря 2005 года. Остается всего 9 дней до того момента, когда Россия, теоретически, может осуществить свою угрозу перекрыть поставки природного газа в Западную Европу по газопроводу, проходящему через территорию Украины, если Киев откажется платить более высокую цену за тот газ, который он отбирает из этого газопровода. Результатом этого может стать нехватка энергоносителей в некоторых европейских странах в зимний период.

Однако в тот же самый день, 1 января, Россия займет кресло очередного председателя Большой Восьмерки (G-8), обещая сделать центральной темой своего председательского срока "энергетическую безопасность". Многие ожидают, что Москва использует председательство в G-8, чтобы укрепить свой имидж надежного поставщика энергоносителей для крупнейших экономик мира.

Эти две позиции могут показаться противоречивыми, но фактически указывают на один и тот же вывод. Россия все более уверенно использует свои огромные запасы нефти и природного газа как политический инструмент, хотя и делает это разными способами. Высокие цены, ограниченные поставки и желание Запада снизить зависимость от ближневосточных поставщиков энергоносителей способствуют росту возможностей России по оказанию влияния на другие страны.

"Не то чтобы энергоносители выступали в роли нового атомного оружия, - говорит Клифф Купчан (Cliff Kupchan), аналитик консалтинговой фирмы "Eurasia Group" и бывший чиновник Государственного департамента США в администрации Клинтона (Clinton). - Но России известно, что 'нефтегазовая власть', если применять ее активно и искусно, может обеспечить дипломатическое влияние".

Целая цепочка событий показала, как Россия, потратившая прошедший год на то, чтобы вернуть под контроль государства ключевые предприятия нефтегазовой отрасли, использует свою 'нефтегазовую власть'. Государственный газовый гигант "Газпром" требует, чтобы бывшие советские республики, которые после распада Советского Союза в 1991 году получают российский газ по субсидированным ценам, перешли на цены мирового рынка.

Однако "Газпром" применяет эти требования исключительно избирательно. Украине, которая после прошлогодней Оранжевой революции, вышла из орбиты влияния Москвы, были предъявлены самые высокие ценовые требования. Цены на газ для Грузии и Молдавии, которые тоже обратили свои взоры на Запад, почти удвоились. Однако Белоруссия, остающаяся лояльной Москве, все еще получает газ по старой цене.

Россия использует господствующие позиции на нефтегазовом рынке также и для того, чтобы способствовать достижению своих коммерческих интересов. Она планирует с 1 января будущего года прекратить поставки нефти в Литву, в чем аналитики усматривают попытку оказать давление на эту прибалтийскую республику в пользу российского покупателя вместо соперничающих с ним польского и казахского покупателей стратегически важного нефтеперегонного завода "Мажейкю Нафта".

Литовские власти продают этот нефтеперегонный завод, чтобы выплатить Москве огромную задолженность по налогам российской нефтяной компании "ЮКОС", чьи главные производственные предприятия, фактически, уже ренационализированы в ходе правовой атаки на ее бывшего владельца Михаила Ходорковского.

Более того, Россия вытесняет потенциальных конкурентов в бывшем Советском Союзе, в частности, Казахстан - который пытается независимо от Москвы развивать собственную нефтегазовую индустрию. Россия, например, обставляет весьма жесткими условиями свое согласие на то, чтобы Казахстан продлил важный магистральный нефтепровод от богатого Тенгизского нефтяного месторождения на Каспийском море до российского порта Новороссийск на Черном море. Это очень важно для планов по наращиванию добычи нефти американской компании "Chevron", главного оператора Тенгизского месторождения.

Также в этом месяце Россия с некоторой помпой начала строить оцениваемый в 5 млрд. долл. США Северо-Европейский газопровод, маршрут экспорта газа в Германию по дну Балтийского моря, который пройдет в обход территорий прибалтийских государств, Украины и Польши. Этот проект привлек еще больше внимания, когда Россия сделала его руководителем бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder).

Не прошло и нескольких дней, как стало известно, что российский президент Владимир Путин предложил Дональду Эвансу, бывшему министру торговли США и близкому другу нынешнего президента США Джорджа Буша-младшего (George W. Bush), стать председателем правления российской государственной нефтяной компании "Роснефть", которая готовится выйти с первоначальным открытым предложением на западные фондовые биржи. Г-н Эванс на этой неделе вежливо отклонил это предложение, сославшись на другие обязательства.

Как внешнему миру понимать все эти различные сигналы? Аналитики говорят, что Россия всегда использовала энергоносители как рычаг воздействия на своих бывших советских соседей и сохраняла цены на природный газ низкими отчасти ради того, чтобы удерживать соседей в своей орбите - но она становится все более реалистичной.

Политические и экономические интересы переплелись. Поскольку цены на газ растут, а тем самым увеличиваются потери "Газпрома" и России от поставок газа по заниженным ценам, представляется нецелесообразным продолжать субсидировать страны, которые уже бегут из орбиты Москвы.

"Времена, когда мы укрепляли отношения путем субсидирования экономик своих соседей, постепенно уходят, - сказал на прошлой неделе министр финансов РФ Алексей Кудрин. - Мы должны подумать о собственных интересах".

Большинство аналитиков ожидают, что Россия и Украина отойдут от края пропасти до того, как это противостояние станет угрожать поставкам газа в Западную Европу; никто из них не хочет, чтобы на него возложили вину за нехватку газа.

Ставка России в этом противостоянии очень высока. Она готовится распространить свое энергетическое влияние на значительно более широкую аудиторию - и ее подходы к г-ну Шредеру и г-ну Эвансу, возможно, являются важной частью этого процесса.

Москва уже дала понять официальным представителям США и международным менеджерам энергетической отрасли, что она намерена использовать предстоящее председательство России в G-8, чтобы заверить остальной мир, что она может являться главным поставщиком энергоносителей для Европы, США и Азии.

Г-н Купчан из "Eurasia Group" полагает, что Россия берет пример с Саудовской Аравии, которая использовала свое энергетическое влияние для того, чтобы установить тесные геополитические отношения с Соединенными Штатами - и приглушить американскую критику своей внутренней политики. Но он высказывает мнение, что Россия ставит перед собой более высокую планку, чем Саудовская Аравия.

"Саудовская Аравия добилась этого только в отношениях с США. Россияне хотят чего-то более широкого", - говорит г-н Купчан. Москва хочет создать более широкую сеть влияния и, в отличие от некоторых нефтегосударств, превращает свои нефтяные и газовые компании в мировых игроков.

Он прогнозирует новые шаги в направлении предоставления крупным иностранным нефтяным компаниям возможности приобретать миноритарные пакеты акций в российских компаниях, как государственных, так и частных, а также в нефтяных и газовых проектах, хотя Россия во всех случаях сохранит контроль. Он также предвидит новые приглашения видных западных менеджеров на работу в российские энергетические компании.

И то, и другое может способствовать приданию российской нефтегазовой отрасли большей легитимности и прозрачности - особенно после того, как государство вернуло себе часть активов отрасли - и повысить привлекательность российских компаний для иностранного капитала.

Но с учетом того, что некоторые, особенно американские, политики ставят под сомнение роль России в G-8 в связи с вопросами, касающимися демократии - которые стали только более острыми в результате дела "ЮКОСа" - западные официальные лица заявляют, что за Россией будет вестись пристальное наблюдение.

Вот что говорит один человек, близкий к Белому дому: "Председательство в G-8 предоставит россиянам хорошую возможность продемонстрировать, что они стали взрослыми, ответственными и должны серьезно восприниматься остальным миром".