МОСКВА - Андрей Илларионов вот уже более десяти лет проповедует принцип неограниченной свободы капиталистического предпринимательства. Но сегодня его, похоже, никто уже не слушает.
Илларионов, являющийся главным экономическим советником президента Владимира Путина, заявил в среду, что Россия превращается в " корпоративное" государство, в экономике которого доминируют крупные и непрозрачные государственные компании. По его словам, демократия находится в упадке, а "неоимпериалистический" Кремль использует природный газ в качестве "энергетического оружия" против своих соседей.
Уже не впервые Илларионов открыто осуждает политику своего номинального босса. В декабре прошлого года он назвал назначенный государством аукцион по продаже главной нефтедобывающей компании ОАО "ЮКОС" "аферой года". Но теперь его выпады вызывают в Кремле лишь одну реакцию: почему Путин до сих пор терпит этого человека?
"Он как шут короля Лира, - говорит Эл Брич (Al Breach), главный экономист из Brunswick UBS. - Путин через него узнает правду". Выполняя функции средневекового шута и прорицательницы Кассандры, Илларионов остается практически единственной фигурой в политическом истэблишменте России, осмеливающейся открыто критиковать политику правительства в то время, когда большая часть обычных каналов выражения несогласия оказалась полностью перекрытой.
Однако сохраняемое им влияние проливает свет на механику функционирования Кремля. Это далеко не тесно сплоченный коллектив бывших шпионов КГБ. Скорее, администрация Путина похожа на клубок постоянно меняющих свой состав соперничающих фракций, ведущих неустанную борьбу за влияние.
"Он представляет из себя один из многочисленных голосов Кремля, и этот голос слышат", - говорит главный экономист-аналитик из компании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков. Хотя Илларионов стоит несколько в стороне от общей свары, его считают близким к группе либералов из министерств финансов и экономики, которые порой оказывают мощное влияние на Путина. Однако сегодня, когда Россия все больше уходит от свободного рынка в сторону увеличения государственного вмешательства в экономику, эти либералы постепенно утрачивают свое влияние. Конечно, Илларионов в знак протеста мог бы подать в отставку. Но он знает, что если так поступит, его голоса больше никто не услышит. Близкие к нему люди говорят, что поле для публичных дебатов по вопросам официальной политики в последние годы так быстро и настолько сильно сузилось, что без своего кремлевского кабинета он полностью утратит возможность быть услышанным.
"Это однопартийное государство, и если ты ушел, тебя полностью вычеркивают, - говорит Брич. - Если он может воспрепятствовать хоть каким-то негативным шагам, то сохранение им своего поста остается оправданным".
"Свободному рыночнику", каким считается Илларионов, нынешняя кремлевская политика может показаться сплошной чередой "негативных шагов". Происходит мощное расширение таких государственных энергетических гигантов, как ОАО "Роснефть" и ОАО "Газпром". Бывший когда-то крупнейшей нефтяной компанией России "ЮКОС" потерял свой самый главный актив. "Газпром" и электроэнергетическая монополия РАО "ЕЭС России" скупают акции больших машиностроительных компаний. А менеджеры из государственного агентства по экспорту вооружений в четверг взяли на себя руководство крупнейшей в стране компанией автомобилестроения "АвтоВАЗ".
Данный процесс звучит как анафема экономисту Илларионову, известному своими ультралиберальными взглядами. В начале 90-х годов он был советником тогдашнего премьер-министра Егора Гайдара, архитектора первых рыночных реформ в России. Но в 1994 году он ушел, хлопнув дверью и раскритиковав правительство за то, что оно не сумело остановить инфляцию и затормозило процесс реформирования.
После этого он приобрел репутацию одного из самых авторитетных в России независимых аналитиков. Он был единственным известным экономистом, который призывал к резкой девальвации рубля накануне августовского дефолта 1998 года. Путин в 2000 году взял его к себе в качестве советника. Илларионов стал ключевой фигурой в деле формирования программы либерализации и модернизации, которую президент продвигал в свой первый срок нахождения у власти. Идеология его программы - регулирование государственных расходов, резкое снижение налогов, сокращение до минимума вмешательства государства в экономику и отмена государственного регулирования в таких монопольных отраслях, как добыча газа, электроэнергетика и железнодорожный транспорт - стала официальной политикой страны.
Илларионова считают главным инициатором ключевых реформ: введения единой ставки подоходного налога в 13 процентов, создания Стабилизационного Фонда для откладывания "на черный день" доходов от продажи нефти, а также решения об использовании средств этого фонда в целях досрочного погашения внешнего долга.
Однако репутация Илларионова пострадала в результате борьбы с руководством РАО "ЕЭС России" по поводу того, как реструктурировать электроэнергетику, а также его донкихотской кампании против подписания Киотского Протокола. Обе эти битвы он практически проиграл. Россия в конце прошлого года ратифицировала соглашение о климатических изменениях.