Польша может стать еще более неудобным для Евросоюза членом после того, как сегодня в должность президента официально вступит 56-летний Лех Качиньский (Lech Kaczynski), известный противник гомосексуализма, критически настроенный по отношению к России и Германии.
Он сменит на этом посту бывшего коммуниста Александра Квасьневского (Aleksander Kwasniewski), которому прочат важную должность в Организации Объединенных Наций.
Разница между двумя этими людьми чрезвычайно велика. Квасьневский, с его загаром из солярия, знанием нескольких языков и любовью к теннису считает себя либеральным европейским социал-демократом. Его преемник редко бывает за границей, даже во время отпусков (пока он побывал лишь в Италии), и известен своей любовью к ссорам с соседями.
Будучи мэром Варшавы, Качиньский решил назвать одну из площадей города именем чеченского лидера Джохара Дудаева, которого Москва считает террористом. Россия ответила тем, что предложила переименовать одну из московских улиц в честь Михаила Муравьева, известного под кличкой "палач" за массовые убийства польских повстанцев в 1863 году.
Качиньский, демонстрируя, что последнее слово должно остаться за ним, заявил, что улица, на которой находится российское посольство в Варшаве, тоже может быть переименована в честь чеченского героя.
К западному соседу Польши - Германии - он относится тоже без особой любви. Он резко выступает против планов этой страны построить центр, посвященный немецким беженцам, изгнанным из Восточной Европы после второй мировой войны. Он также выступил с идеей, состоящей в том, что Германия должна заплатить от 30 до 40 миллиардов евро в качестве репараций за разрушение Варшавы в годы войны.
Брат-близнец Качиньского Ярослав является лидером правой партии "Право и справедливость" и реальной властной фигурой, стоящей за спиной премьер-министра Казимира Марцинкевича (Kazimierz Marcinkiewicz). Вместе они составляют националистическую консервативную ось, находящуюся в центре польской политики. Эта политика направлена на ужесточение общественных взглядов, усиление позиций католицизма и на более жесткие отношения с Россией и Европейским Союзом в переговорных процессах. Хотя близнецы не говорят по-английски, они выступают за более тесные связи с Вашингтоном и Лондоном и, скорее всего, выскажутся против вывода польского воинского контингента из Ирака.
Однако новому президенту будет трудно сдержать свое обещание быть "президентом всех поляков". Будучи мэром, он дважды запрещал демонстрации гомосексуалистов. Тогда он сказал им: "Я уважаю ваше право на проведение демонстраций как граждан Польши. Но не как гомосексуалистов". Его брат еще более агрессивно настроен в данном вопросе: он хочет запретить всем гомосексуалистам заниматься педагогической деятельностью.
Польша уже играет мускулами в Европарламенте. Ее католические депутаты сравнивают аборты с преступлениями нацистов. Столичная элита высмеивает взгляды Качиньского на социальные и внутренние проблемы - и конечно, на его отношение к России - но в провинции эти взгляды находят свой отклик.
Кремлевский советник Глеб Павловский, говоря о взаимоотношениях между Польшей и Россией, характеризует их состояние как "стабильную взаимную враждебность". Похоже, что президент Качиньский сохранит эти отношения в таком же состоянии.
Ключ к пониманию взглядов близнецов лежит в истории их семьи. Родители братьев принимали участие в Варшавском восстании 1944 года, их дядя умер в концлагере, а еще одного родственника советские палачи расстреляли в Катынском лесу. В молодости близнецы вступили в антикоммунистическую диссидентскую организацию и давали советы Леху Валенсе (Lech Walesa), когда он шел по политической лестнице вверх - от лидера "Солидарности" до поста польского президента.
Близнецов можно отличить по бородавкам на носу. Поскольку Ярослав живет вместе с матерью и ее кошками, его также можно узнать по кошачьей шерсти на брюках.
Из высказываний Качиньского:
"Я за терпимость, но против пропаганды гомосексуализма".
"Почему не использовали силу для разгона противозаконной демонстрации?" (Он жалуется на бездействие полиции во время протестов гомосексуалистов.)
"Я считают себя правым сторонником женского равноправия".
"Мы станем свидетелями полного распада российской империи и отдалим от себя русскую угрозу".
"Польша должна входить в состав шести самых мощных стран Европы ... и России придется относиться к нам серьезно".
"Истории не известна зависимость политического мастерства от физических данных". (Рост Качиньского - 162 с половиной сантиметра)