24 декабря 2005 года. Через год после Оранжевой революции на Украине Россия не ослабляет борьбу с распространением демократии в Восточной Европе. Ее новейшим оружием является природный газ. В этом месяце, когда начался отопительный сезон, Москва устами контролируемой государством энергетической компании "Газпром" объявила, что повышает цену на поставляемый Украине газ более чем в 3 раза, до 160 долл. США за 1000 кубометров. Когда правительство Украины попыталось договориться о постепенном повышении цены на газ, Москва пригрозила поднять цену еще выше, более чем до 200 долл., или же с 1 января будущего года вообще прекратить поставки газа. Российский президент Владимир Путин решил спровоцировать этот кризис в момент, когда Украина приближается к критически важным парламентским выборам, которые назначены на 26 марта. Благодаря г-ну Путину растущие цены на энергоносители для украинских потребителей могут стать наказанием для бывших "оранжевых" революционеров.
В соседней Белоруссии промосковский президент Александр Лукашенко не испытывает подобных забот. Он тоже готовится к выборам 19 марта; о переносе выборов на эту дату он внезапно объявил на прошлой неделе, через день после встречи с г-ном Путиным. На этой встрече г-н Путин согласился сохранить цену на газ для Белоруссии неизменной (46 долл. за 1000 кубометров) в течение всего следующего года. Демократической оппозиции Белоруссии, готовившейся к президентским выборам в июле, осталась всего неделя, чтобы зарегистрировать своих кандидатов, и несколько недель, чтобы провести избирательную кампанию, не имея в своем распоряжении средств массовой информации, денег и права на свободу собраний.
Западные лидеры склонялись к предположению, что после Оранжевой революции Украина встанет на путь демократии, и ожидали, что она пойдет по пути других бывших коммунистических стран Европы, таких, как Польша и Венгрия. Они выражали надежду, что Белоруссия может стать следующей: президент Буш-младший (George W. Bush) публично назвал эту страну "последней диктатурой Европы", а Конгресс США и Европейский Союз (ЕС) одобрили стоящие многие миллионы долларов программы поддержки демократических движений. Однако в последние месяцы внимание западных правительств к Восточной Европе ослабло, в то время как г-н Путин по-прежнему не упускает ее из виду. Он так и не принял Оранжевую революцию, считая ее результатом заговора западных разведывательных служб. В прошедший год он потратил значительную часть своих усилий во внутренней и внешней политике, чтобы остановить аналогичные демократические движения в Евразии, в то же время принимая меры к тому, чтобы подобные движения не могли возникнуть в России.
Месяц март может оказаться вехой в его контрреволюции: сначала переизбрание Лукашенко, который, можете быть уверены, воспользуется обманом и применит силу против своих оппонентов; а затем, спустя неделю, украинские выборы, могущие значительно ослабить продемократические партии, подавить которые год назад безуспешно пытался г-н Путин. И это, возможно, еще не все. В официальном заявлении о состоявшейся на прошлой неделе встрече г-на Путина с г-ном Лукашенко содержалось обещание новых шагов к давно обсуждаемому "союзу", который может привести к исчезновению Белоруссии как независимого государства, в том числе говорилось о завершении выработки конституции союза и принятии Белоруссией российского рубля.
Встанет ли Запад на защиту демократии в Белоруссии и на Украине? Пока что признаков этого почти не видно. ЕС вскоре после заявления Лукашенко (о переносе выборов) принял решение отложить начало работы радиовещательной службы, целью которой является обеспечение белорусов нецензурированной информацией. Министр иностранных дел Польши Стефан Меллер (Stefan Meller) во время своего визита в Вашингтон на этой неделе беседовал с государственным секретарем США Кондолизой Райс (Condoleezza Rice) о проблемах Украины, связанных с ценой на газ, однако они не смогли договориться о конкретных ответных действиях. Многие в администрации США по-прежнему не готовы реагировать или даже признавать, что агрессивная кампания г-на Путина подрывает продемократическую политику г-на Буша-младшего. Пока сохраняется апатия США, цена г-на Путина продолжает расти.