Нынешние политические и идеологические скитания России станут более понятны, если обратиться к корням ее государственности. То есть небольшому Московскому княжеству. Как же эта восточная и отсталая провинция старых русских сумела стать во времена европейского Ренессанса, который до нее так и не добрался, объединителем всех земель России? Любопытный вопрос.
Его изучение может превратить русофила в русофоба. Надеюсь, что в конце этого интригующего путешествия мы найдем какое-нибудь противоядие.
Принявшая тысячу лет назад христианство Киевская Русь была великой страной. Одному из самых великих народов принадлежали земли по всей Европе. Люди - культурные, религиозные и довольно мирные. Как писал великий путешественник XIII века марко Поло: 'Мужчины очень красивые, высокие, светлые, а женщины тоже (. . .) высокие, их волосы светлы и длинны'.
Варвары литовцы прорезали это огромное и, может, чересчур вытянутое тело точно нож острый. Переправили оттуда красивых женщин и другие блага. Просто разбойничали.
Однако эту идиллию прервал невиданный в истории взрыв военных вторжений с Востока. В находящихся рядом с Китаем степях Монголии родился военный гений - Чингисхан. За невероятно короткое время кочевники монголы завоевали огромные пространства от Тихого океана до Центральной Европы, заодно и Китай, Тибет, Центральную Азию. Так родился геополитический образец Евразии, который в ХХ веке вдохновит интеллектуалов перепуганной революционными сумятицами России.
Чингисхан в 1223 году у реки Калка разгромил армию Киева, а его внук Батый в 1240 году разрушил и сам Киев, и многие другие цветущие города. Почти вся Большая Россия попала в зависимость и должна была платить дань обосновавшимся у Волги монголам - Золотой Орде.
Московское княжество и другие восточные провинции страдали от гнета пришельцев почти два с половиной века. Однако западные провинции нашли себе заступников, равноценных монголам, и понемногу освобождались от ига чужой, на их взгляд, дикой цивилизации. Эти заступники также не были христианами, однако казались более близкими, более понятными, более знакомыми, а, возможно, и более гуманными.
Конечно, это были литовцы - воинственные и бесстрашные наши предки. Долгие века на просторах России выражение 'Литва идет' означало вооруженный отряд или все войско. Иногда ужас, а иногда - надежду. Белая Русь была занята еще в XIII веке. В 1362 году, когда Альгирдас разгромил монголов у Синих Вод, Литве отошел и Киев. Единая с этнической и религиозной точки зрения Старая Россия была поделена на две части: восточная принадлежала монголам, западная - литовцам. Восток и Запад здесь разошлись если не на вечные времена, то на долгие века.
Литва на самом деле стала повивальной бабкой для белорусского и украинского народов. Однако нынешняя Россия родилась совершенно иначе. Как заметил в книге под названием 'МЫ И ДРУГИЕ' (здесь и далее выделено автором - прим. перев.) граф Трубецкой, уникальная русская цивилизация началась с монгольского улуса. Появилась и последовательно переняла полномочия империи Чингисхана, а самое важное - дух.
Так понемногу московские князья вживались в роль хана. Потакая монголам и на их стороне воюя с другими княжествами, Москва заслужила доверие Золотой Орды и получила ее ЯРЛЫК - приобрела право собирать дань со всех русских провинций. Это было удобно для обеих сторон. Монголам не нужно было самим трудиться, а москвичи с той поры начали наращивать свое политическое влияние на окружающих.
Свою мощь Москва усиливала, постоянно играя в двойные игры. Представляя власть Орды, имея ее благосклонность и привилегии, она однако в то же время изображала из себя заступницу и других угнетенных, а также тайного лидера сопротивления. И с властью, и против нее в то же время - такой была очень хитрая и коварная политика. (Ничего не напоминает вам эта тактика?)
Конечно, служить монголам было не просто. Элите власти, князьям нужно было терпеть жестокие унижения. Понятие ИГО имело в России прямое значение. Чтобы доказать свою веру великому хану, съезжавшиеся ежегодно князья должны были унизительно проползти сквозь лошадиный хомут. Такой была монгольская тактика. На элиту власти накладывался позорный знак на долгие годы.
Оправиться князья могли только за счет своих бояр и других подчиненных. Начинал действовать механизм психологической компенсации. По своей воле принявший унижения позднее всегда ищет жертву, которую можно было бы унизить еще больше. Так что унижения шли с верха до самого низа и распространялись, точно популярные до сего времени монгольские ругательства. Московские князья даже со своими боярами вели себя так, как с бесправными рабами - холопами. Ничего подобного не было ни в одном государстве Европы.
Кстати, в Кремле даже был своеобразный аналог мусульманского гарема - ТЕРЕМ. Правда, крещеные князья не могли иметь много жен. В совершенно изолированном от мира тереме они содержали женщин высокого происхождения. Выйти они могли, только прикрыв лицо вуалью. Мало того, сестры и дочери князя (позднее царя) чаще всего оставались не замужем. Видать, было 'стыдно отдавать даму за княжеского раба' - это о другом вельможе. Скорее всего, это были только слова, скрывающие страстное желание абсолютного контроля. Ведь вышедшие замуж - особенно за какого-нибудь иноземного князя - женщины семьи могли дестабилизировать пирамиду власти, размыть грань между 'мы и другие'.
'Теремный дворец' в Кремле прекрасно функционировал до конца XVII века, пока его не прикрыла известная по фильму о Петре Великом страшная регентша Софья Алексеевна. Эта амбициозная и коварная интриганка - хороший образец правления бывшего раба.
Так из восточного первообраза и оккупационных обид сформировалось в Московской Руси понимание власти как права на абсолютный контроль и возможность унижать других. И позднее эта политика почти последовательно развивалась. Есть невероятные параллели между нынешними днями, подтверждающими, что государство на самом деле развивается, как какое-то растение, питающееся при помощи тех же старых корней.
Как пишет великий историк Норман Дэвис, политическая элита Москвы характеризовалась коварством, обманом и ориентацией только на мощь за счет общих ценностей. Россия - это уникальный образец государства, созданного и поддерживаемого исключительно КОНЦЕНТРАЦИЕЙ НАСИЛИЯ. Обычно такая структура и менталитет наличествует у пришельцев во власти оккупированных стран. С самого момента появления государства элита России привыкла вести себя как оккупанты в своей собственной родине.
Как будто играющий в геополитику Бог парадоксов специально так сделал, что западные пространства Старой России управлялись элитой литовского происхождения. Однако вид был совершенно другой, нежели можно было ожидать, и даже еще более контрастный на фоне Востока. У литовских вельмож была способность легко интегрироваться в другую среду и стать настоящим попечителем для своих подчиненных. Иногда они были такие заботливые и святоши, что чудесным образом защищали подчиненных даже и не зависимо от своей воли. Так прославился князь Псковский Даумантас, канонизированный как православный святой.
Интересно, что в Великом Княжестве Литовском вообще не было серьезных народных волнений. А в руководимой Москвой России наоборот - стоит вспомнить Болотникова (1606-1607), Стеньку Разина (1670-1671), Булавина (1707-1708) и Пугачева (1773-1774). Во все времена диссиденты России - возжаждавшие свободы вельможи, как известный Курбский, или староверы - бежали на Запад. До XIX века это означало Литву. По сравнению с Россией, Литва все время была свободной страной. Три формирующих государство элемента - насилие, вера в общие ценности и капитал - чаще всего действуют совместно. Однако акценты могут быть различными. Литва двигалась в сторону России не только при помощи военной силы, но и на основе договоренностей. Рычаги власти еще больше обозначились после появления Республики (не понимаю, почему ее все еще называют по-польски - 'Речь Посполита', будто она для нас чужая).
Кстати, в Золотой Век Республика Двух Народов была не только крупнейшим государством Европы. Основанная на условиях союза, ее политическая система держалась, по сути, на фундаменте ценностей и соглашений. Это предоставляло очень много свободы и заставляло искать компромиссы. Однако обустройство, поначалу обеспечившее расцвет, в XVIII веке было деморализовано. И основная причина того - воздействие с Востока. Окончательный упадок пришел, когда концентрация мощи перешла свой рубеж не только у восточного соседа, но и на Западе. Там также возникли империи - Прусская и Австрийская. Привыкшая верить в себя Республика была разодрана на куски, как смешной анахронизм.
Отцом формирующейся в России политики имперского могущества и насилия стал Иван Грозный. Не зря его уважал сам Сталин. Это он в XVI веке утвердил жестко иерархическую, держащуюся на терроре модель государства. В зафиксированном письменно соперничестве Ивана Грозного с последним из Великих литовских князей Жигимантасом Аугустасом из-за лидерства в Восточной Европе особенно очевидны две противоположные тенденции. С одной стороны, агрессия, гнет, закрытость и нетерпимость. С другой - дух свободы, толерантность и гуманизм. Наследие Старой России долго определялось этими двумя тенденциями, пока в конце XVIII века окончательно (!) не отошло Москве.
Точно пришелец, борющийся против своих же бояр, Иван Грозный уничтожил орган их самоуправления 'земский собор' и создал кровавую 'опричнину' - предшественницу репрессивной структуры более поздней России. Он ввел 'разряды' - список управленцев - и сам лично мог контролировать назначение всех государственных служащих. Так в России впервые появилась иерархически зависимая номенклатура. Нечто подобное было тогда только в Китае. Однако там управленцы конкурировали по части особенно хорошего образования, а не в слепой преданности.
В России Иван Грозный превозносится как объединитель страны, однако единство было достигнуто ужасной ценой. Богатейший и демократичный город Новгород, никогда не подчинявшийся монголам и долгое время бывший под большим или меньшим воздействием Литвы, сровняли с землей. После нескольких недель бессмысленной бойни москвичи убили почти всех жителей огромного европейского города-республики.
Террор был важнейшим методом объединения России. Тогда был покорено и Казанское ханство, а в московскую элиту влилось много крещеных татарских вельмож. Татары для москвичей казались более близкими, нежели западные купцы Новгорода и другие 'жидовствующие' интеллигенты. Так называемое интеллектуальное движение было уничтожено и в самой Москве. Не обошлось без четвертований и других зверств.
Ошеломляет идеологическая последовательность российской элиты. Уже в конце XV века была сформирована ксенофобская концепция, что 'все идейное зло идет с Запада'. В то время - из Новгорода и Литвы. Еще краше. Как ругательства в адрес противника, чтобы легче было одолеть его, используются уже хорошо знакомые нам эпитеты: 'жидовствующие и содомиты'. В трактате 'Просветитель' игумена Иосифа так охарактеризован митрополит реформаторов митрополит Зосима. (Как мало пройдено за половину тысячи лет!)
Уже тогда Кремль идеологически понимал, что экспансию в соседние страны полезно обосновывать не только аргументами силы. Было обязательное узаконивание христианских ценностей - особенно при походах на Запад. Первый и очень успешный поход совершил еще отец Ивана Грозного Иван Ш, женившийся на византийской принцессе Софии. После того, как турки окончательно прикончили Византийскую империю, Москва провозгласила себя преемницей ее прав - Третьим Римом. Некоторое время на этот титул претендовал и Вильнюс, но недостаточно активно. Скорее всего, это и был основной перелом в идейной борьбе Москвы и Вильнюса из-за наследия Старой России. Воспитанные в условиях гуманизма и религиозной толерантности литовские вельможи не понимали значения государственной идеологии.
Киевский патриархат перебрался в Москву, а попытка православных всего Великого Княжества Литовского создать союз и присоединиться к Святому престолу не удалась до конца. Эта старая неудача Вильнюса до сих пор затрудняет освобождение Украины от влияния Москвы.
Кстати, передача Украины от Литвы в администрирование Польши согласно Люблинской Унии хорошенько послужила России. Не имея многолетнего опыта по управлению территорий с другим менталитетом, Польша перегнула палку и вызвала мятеж, руководить которым взялся Богдан Хмельницкий. Его казаки и армия татар вырезали большую часть украинских католиков и евреев.
Москва воспользовалась ситуацией и в 1667 году присоединила огромную территорию. Вот тут-то и был основной геополитический перелом, обеспечивший уже реальную основу для имперских планов Москвы. Однако украинцы постарались сохранить свое отличие, а Вильнюс для них во все времена оставался ВИЛЬНЯ МЯСТО, что в дословном переводе означает - свободный город.
Этот ГОРОД СВОБОДЫ вдохновил и глашатая ее освобождения Шевченко. А возможно и - Оранжевую революцию. Украина идет правильным путем и имеет все шансы занять достойное место в западной цивилизации. Россия - все еще застряла в своей истории. Действительно - уникальной.
ЛИТОВЦЫ - САМЫЕ ЛУЧШИЕ ОККУПАНТЫ В МИРЕ. Такой вывод, совершенно не шутя, можно сделать, углубившись в эту историю. Ведь нас было (и есть!) мало, а важнее всего - мы очень толерантны к другим. Конечно, здесь говорится о тех, кто сохранил в себе воинственный дух предков. Поэтому не дай Боже иметь такую элиту - свою или чужую, - которая ползает с ярмом на шее.
___________________________________________________________
Русские - блудные дети Литвы ("Delfi", Литва)