27 декабря 2005 года. В 2006 году Россия впервые станет очередным председателем Большой Восьмерки (G-8), поэтому Владимир Путин будет очень сильно занят на мировой арене. Местом за этим эксклюзивным глобальным столом Россия обязана в большей мере лести и ностальгии, чем чему-либо другому. Большая Семерка превратилась в Большую Восьмерку во времена Бориса Ельцина, хотя быстрорастущая Россия (экономика которой занимает 10-е место в мире) пока еще не настолько богата, чтобы председательствовать на встречах министров финансов. И все же она будет руководить осуществлением весомой повестки, которая включает макроэкономику, расходы на здравоохранение, помощь на развитие, борьбу с изменением климата и терроризмом.
Поэтому было неуместно по сути и по срокам, что Дума, в которой доминируют прокремлевские парламентарии, только что приняла закон, ужесточающий контроль государства над неправительственными организациями (НПО) - той частью гражданского общества, которую должна поддерживать любая здоровая демократия. После протестов на Западе этот закон был несколько "разбавлен", в результате чего были в определенной мере смягчены ограничения на иностранные организации, такие, как "Greenpeace" и "Amnesty", но не на их российские аналоги, работающие в сфере прав человека и экологии. Президент Путин настаивает, что данный закон нужен, чтобы помешать террористам и шпионам подрывать государство - аргумент, который он использует для оправдания отмены выборности региональных губернаторов и ограничения деятельности средств массовой информации (СМИ). Правда в том, что он удушает свободные дебаты, в то же время явно пытаясь до парламентских и президентских выборов в 2007-2008 гг. поставить все аспекты российской жизни под контроль Кремля. Сторонники этого закона, охваченные паранойей в ка-гэ-бэшном духе, хотели ослабить иностранную, в первую очередь американскую, поддержку демократических движений после революций на Украине, в Грузии и в Киргизстане. Москва пытается также подорвать западный мониторинг выборов в своем "ближнем зарубежье".
Тот факт, что все это формирует часть уже знакомого шаблона, не делает это более приятным. Те, кто хочет видеть Россию должным образом функционирующей современной страной, не могут игнорировать эти события или такие эпизоды, как осуждение амбициозного нефтяного магната Михаила Ходорковского. Г-н Путин является одним из тех, кто много выиграл от ведущейся после 11 сентября 2001 годы войны с террором - ибо Джордж Буш-младший (George W. Bush) и Тони Блэр (Tony Blair) потворствуют ему в вопросе Чечни, а Германия и другие европейские страны обращаются с ним мягко по причине своей зависимости от российских энергоносителей. Как хорошо известно, г-н Путин высказал сожаление по поводу краха коммунизма, назвав это событие "величайшей геополитической катастрофой 20-го века". Но будущее за демократическими странами с гражданскими обществами, свободными СМИ и независимыми судебно-правовыми системами, а не за управляемыми муляжами демократий. Партнерам России по G-8 придется напоминать ему об этом в течение всего следующего года.