27 декабря 2005 года. Когда в результате прошлогодней Оранжевой революции на Украине к власти пришел президент Виктор Ющенко, он предсказывал, что это восстание приободрит демократов на всей территории бывшего Советского Союза.
Спустя 12 месяцев его предсказание представляется несколько ошибочным. Год, начавшийся с триумфа г-на Ющенко, закончился успехом Нурсултана Назарбаева, президента Казахстана, который ранее в текущем месяце 91% голосов выиграл третий президентский срок подряд. Его победу приветствовали другие авторитарные лидеры в регионе, в частности, российский президент Владимир Путин. Антидемократические силы наносят ответный удар.
Демократы данного региона не должны впадать в отчаяние. Даже если революция (на Украине) теперь спровоцировала эффективную реакцию, кампания за политические свободы в бывшем Советском Союзе не закончилась. Но успех придет не скоро.
После краха Советского Союза власть в большинстве бывших советских республик захватили авторитарные экскоммунистические чиновники, нередко перекрасившиеся в националистов, чтобы добиться легитимности. При бывшем президенте Борисе Ельцине Россия попыталась избежать общей тенденции и стала свидетелем вспышек подлинной демократии, но при г-не Путине она все больше превращается в авторитарное государство.
Первый драматический шок наступил 2 года назад, когда Революция Роз в Грузии привела к власти Михаила Саакашвили. А затем пришел черед Украины, за которой последовала Революция Тюльпанов в Киргизстане, когда Аскар Акаев был смещен с поста президента страны. Будучи самым крупным и наиболее близко расположенным от России государством, Украина причинила ей самую сильную головную боль. Нынешние правители опасались, что, коль скоро восстание смогло победить на Украине, то оно может победить везде, даже в России.
И правильно они боялись. Г-н Ющенко решительно продемонстрировал, что даже десятилетия тоталитаризма не смогли удержать народ в оковах.
И вот теперь силы реакции устремились в наступление. В Узбекистане сотни людей были убиты в результате кровавого подавления демонстраций протеста в городе Андижан. В России Кремль использует более утонченный подход, признавая, что режим, который позволяет себе стрелять в собственный народ, это неудачный режим. Современный авторитарный правитель должен не прекращать давление на средства массовой информации (СМИ) и на потенциальных оппонентов. Но он должен также дать своим гражданам некоторую часть того, чего они хотят - особенно хорошие рабочие места, пенсии и коммунальные услуги. Казахские официальные лица пришли к такому же выводу. Это же признали и власти в Азербайджане, где недавние парламентские выборы выиграли проправительственные партии.
Эти авторитарные государства воочию убедились, что, хотя выборы и создают определенные возможности для оппозиции, они также создают для правителей возможность легитимизировать свою власть. Успешные авторитарные президенты хотят быть популярными и демонстрировать свою популярность в ходе общественного теста. Секрет заключается в том, чтобы подстроить результаты этого теста. Но это ведет к международной критике и ставит в неловкое положение любого уважающего себя президента. Лучше заранее подготовить почву - главным образом с помощью манипулирования СМИ - чтобы кандидат от истеблишмента выиграл, не прибегая к массовым трюкам в день голосования. Такова стратегия Кремля в отношении президентских выборов 2008 года, когда г-н Путин должен будет оставить президентский пост и уступить место своему преемнику. В Белоруссии президент Александр Лукашенко использует более репрессивный подход к назначенным на следующий год президентским выборам. Но, в отличие от г-на Путина, он давно уже перестал заботиться о своем международном имидже.
Авторитарные президенты максимально используют в своих интересах нынешние трудности революционеров. В Грузии и на Украине г-н Саакашвили и г-н Ющенко поссорились с прежними союзниками. В Киргизстане послереволюционные внутренние распри таят в себе опасность превращения в хаос.
Но демократы не должны терять надежды. Несмотря на неудачи, три восстания, в особенности Оранжевая революция, изменили бывший Советский Союз. Они доказали, что этот регион не является запретной для демократии зоной. Демократы сумели вооружиться мирным оружием - в том числе мобильными телефонами и компьютерными веб-сайтами.
Прежде всего, эти восстания показали, что, при соответствующих условиях, власть народа добивается успехов. Авторитарные лидеры региона отреагировали на восстания попытками предотвратить создание соответствующих условий в других республиках в ближайшее время. Перед демократами в этом регионе стоит вызов - сделать как раз обратное.