В субботу в северной российской столице Санкт-Петербург жертвами насилия, имеющего, очевидно, расистскую и враждебную к иностранцам природу, стали сразу три африканских студента. Как сообщила в воскресенье прокуратура, группа из пяти-шести молодых людей в возрасте от 16 до 20 лет напала на камерунского и намибийского студентов, совершавших вечернюю прогулку. Если намибийцу удалось спастись, то камерунца нападавшие закололи. Чуть позже служба спасения была вынуждена выезжать для спасения студента из Кении, который получил несколько ударов ножом буквально в 300 метрах от первого места преступления.
Нечестивые политические альянсы
Акты насилия в отношении мигрантов и иностранных, прежде всего, чернокожих, студентов стали, к сожалению, в России регулярным явлением. Милиция и прокуратура выдают их в большинстве случаев за 'обычное хулиганство'. Это показывает, как трудно органам власти дается простая правда, что расизм и враждебность к инородцам в России являются не только обыденным делом, но и разжигаются представителями значительной части политического спектра, их значение умаляется или замалчивается. Буквально недавно с выборов в Московскую городскую Думу была снята откровенно националистическая партия 'Родина', поскольку в своем предвыборном рекламном ролике открыто сравнила мигрантов с мусором. Но враждебные к иностранцам, антисемитские или расистские нотки есть и ультра-популиста Жириновского и у коммунистов.
Одновременно часть политического руководства страны подчеркивает, насколько большое значение иммиграция имеет для России, которая только за счет нее может компенсировать драматическое сокращение численности коренного населения. В свою очередь, иностранные студенты, платящие за свою учебу, являются жизненно важными для многих высших учебных заведений, больше не способных конкурировать. Более низкая в большинстве случаев, по сравнению с западными учебными заведениями, плата за учебу является одной из причин того, что в России учатся прежде всего студенты из стран третьего мира. В то время как официальные власти агитируют мигрантов и иностранных студентов, приглашая их в Россию, те зачастую не имеют никакого представления, с каким неприятием им придется столкнуться со стороны населения, которое и само чувствует себя глубоко оскорбленным и испытывает неуверенность.
Надо ли, наконец, признать правду?
Несколько месяцев назад город Воронеж потрясло убийство перуанского студента. Жертва тоже шла по улице с друзьями, когда группа скинхедов, наголо или коротко стриженых молодых парней, имеющих зачастую ультранационалистические взгляды, напала на них. Перуанец погиб от ножевых ранений, в то время как двум его товарищам удалось спастись. После этого с протестом выступили тысячи иностранных студентов, и городские власти были, наконец, вынуждены признать наличие проблемы, и ввели должность специального уполномоченного по защите иностранных студентов. Следственные органы Санкт-Петербурга назвали в прошедшее воскресенье акты насилия своим именем, а Российский союз студентов, а также вызывающая некоторые сомнения 'молодежь Путина', носящая одиозное название 'Наши', потребовали от органов власти поставить вопрос о нападениях на иностранцев на повестку дня. Это был бы знак того, что в России, наконец, признают неудобную правду.