Этим материалом Сандры Буди мы продолжаем нашу дискуссию, имеющую стратегический характер, относительно будущих отношений между Европейским Союзом и Россией. Главный тезис автора - Россия не может вступить в ЕС, поскольку страна считает себя, как и прежде, великой державой. Высший приоритет в российской внешней политике имеют отношения с государствами СНГ. Поскольку эти страны приобрели для ЕС после расширения на восток большее значение, ЕС и Россия превратились на пространстве СНГ в соперников.
Для того чтобы определить будущие отношения между Европейским Союзом и Россией, обе стороны должны сначала разобраться со своими собственными интересами. Он должны составить единую точку зрения относительно соответствующего партнера и определить, в каких областях и в каком объеме они собираются сотрудничать. Этого пока нет ни в ЕС, ни в России. Российское правительство преследует в своей внешней политике две приоритетные цели: они заключаются в поддержании хороших отношений с соседними государствами СНГ и в открытости с Западом.
Нельзя считать, что оба приоритета имеют всегда одинаковое значение, как это показала в прошлом году Оранжевая революция на Украине. Российское правительство оказало широкую поддержку кандидату на президентский пост Виктору Януковичу. Оно ожидало, что Украина под его руководством будет и дальше сохранять тесные связи с Россией и поддержит создание Россией, Казахстаном, Белоруссией и Украиной запланированного единого экономического пространства. Однако в результате такой поддержки ухудшились отношения с Западом, поскольку ЕС и США поддержали соперника Януковича Виктора Ющенко.
Российское правительство должно определить, какой из его внешнеполитических приоритетов является главенствующим. По моей оценке, Кремль уже принял такое решение в пользу интенсивных отношений с государствами СНГ. Россия рассматривает государства-преемники Советского Союза, как и прежде, в качестве 'ближнего зарубежья', где хотела бы по традиции пользоваться значительным влиянием. Отношения ко всем другим государствам, в том числе, к европейским, имеют для Москвы второстепенное значение. Поэтому я не могу согласиться с тезисом Александра Рара (Alexander Rahr), выдвинутым им в начале дискуссии: по мнению Рара, у России есть шанс только в Европе, поэтому в ближайшие десятилетия она автоматически станет членом ЕС.
Россия не хочет в ЕС
Наряду с приматом в российской внешней политике отношений с государствами СНГ, есть, однако, еще одно существенное препятствие, мешающее членству России в ЕС. Оно заключается в том, что у России, как это уже упоминалось в других докладах в рамках этой дискуссии, вообще нет никакого интереса к вступлению в ЕС. Россия считает себя, как и прежде, великой державой, и таковой она вполне еще может считаться на части постсоветского пространства. Почему страна должна отказываться от суверенитета и вместе с другими странами, их в настоящее время - 25, порой очень маленькими и входившими раньше в состав Советского Союза, бороться за экономические и политические компромиссы. С российской точки зрения ЕС помимо этого является слабым и ненадежным партнером. Наконец, государства-члены высказывают очень разные мнения по поводу того, какими должны быть отношения с Российской Федерацией. С российской точки зрения некоторые государства ЕС слишком тесно сотрудничают с США.
И, наоборот, сомнительно, чтобы ЕС был готов принять в свой состав 'гиганта' Россию, перемещая соответственно свои внешние границы на территорию очередных кризисных регионов. Решающее значение имеет, что будет записано в новом Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, говорит Эберхард Шнайдер (Eberhard Schneider) в последнем материале в рамках дискуссии. Приближающийся момент перезаключения соглашения является для обеих сторон хорошей возможностью по-новому определить свои позиции. В этой связи очень острая дискуссия ждет ЕС. Поскольку большинство новых государств-членов, находившихся прежде под советским влиянием, занимают по отношению к России более скептическую позицию, чем остальные 15 государств-членов. ЕС в результате своего расширения на восток изменился, это должно найти свое отражение также в новом Соглашении о партнерстве и сотрудничестве. Старые государства ЕС могут в данном случае выступить в качестве умиротворяющего фактора и не допустить появления слишком резкой позиции в политике ЕС в отношении России.
В любом случае, ЕС и Россия взаимозависимы. Причиной этого является не только географическое соседство, но и важность двусторонних отношений для стабильности в Европе. Это признали обе стороны, что нашло свое отражение в их особых отношениях 'стратегического партнерства'. Оно образует фундамент перманентного диалога между ЕС и Россией, который ведется в рамках Постоянного совета по партнерству и в ходе полугодовых саммитов ЕС-Россия. Неповторимость этого 'стратегического партнерства' выражается в том, что ЕС такие отношения поддерживает только с Россией.
Россия и ЕС обречены на хорошие отношения между собой
Сюда надо добавить тесные экономические связи между Россией и ЕС. Они, правда, образуют, всего лишь ненадежную основу для интенсивных отношений, тут я согласна с Нико Ланге (Nico Lange). С другой стороны, тесные экономические отношения между ЕС и России ведут к тому, что оба действующих лица вынуждены поддерживать партнерские отношения. Расширение ЕС на восток усложнило эти тесные европейско-российские отношения. На этапе расширения до 2004 года Россия часто видела в ЕС противовес для США. ЕС был для Кремля партнером, с помощью которого он мог реализовывать свои интересы, но не актером, который действует вопреки своим собственным политическим амбициям. Так, обе стороны выступили за усиление роли Организации Объединенных Наций в мировой политике, противодействующей претензиям США на мировое господство. Россия также подписала Киотское соглашение, которое в результате вступило в силу и без поддержки США. ЕС в то же время поддерживает стремление России вступить в ВТО. В результате расширения ЕС на восток европейско-российские отношения стали более конфликтными. ЕС и Россия превратились в соперников на пространстве СНГ. Поэтому решающим для будущих отношений между ЕС и Россией является то, как обеим сторонам удастся справиться с такой ситуацией. Речь идет о том, чтобы найти верный баланс между партнерством и конкуренцией.
Сандра Буди - политолог и славист Университета Гисена. В своей работе основное внимание уделяет международным отношениям и России. В 2003-2005 годах она читала лекции от Фонда Роберта Боша (Robert Bosch) в Государственном университете имени Горького в Екатеринбурге. Ее лекции были, в том числе, посвящены отношениям между Европейским Союзом и Германией и Российской Федерацией. Буди работает свободным референтом в Гамбурге для Дома Риссена (Rissen) и Фонда Фридриха Эберта (Friedrich Ebert). В настоящее время она готовит в рамках проекта ЕС 'Prince' исследование, посвященное странам Прибалтики.