Москва, 28 декабря 2005 года. Назовем это Нефтекремлем. В течение прошедшего года был создан огромный управляемый государством энергетический конгломерат, который, как утверждают некоторые эксперты, должен подкрепить заявку России на восстановление своего статуса великой державы в советском духе.
К настоящему времени Кремлю, по существу, удалось ренационализировать почти третью часть прежде находившегося в частных руках нефтегазового сектора. На растущие амбиции государства указывают и некоторые другие события:
- Оцениваемый в 15 млрд. долл. США сибирский нефтепровод, который должен войти в строй в 2008 году, переместит фокус экспорта российской сырой нефти в Азию, в частности, в Китай, где Москва снова старается установить отношения стратегического партнерства.
- Газопровод протяженностью 737 миль (1 сухопутная миля = 1,609 км) по дну Балтийского моря позволит избавиться от посредников в лице Украины и Польши, отношения которых с Москвой в последнее время испортились, в то же время закрепив положение России как главного поставщика энергоносителей для Западной Европы.
- Контролируемая государством компания "Газпром" объединилась с несколькими иностранными партнерами в интересах освоения огромного газового месторождения в Баренцевом море; добыча природного газа и переработка его в сжиженный газ к 2010 году может обеспечить снабжение рынка США.
- Давно откладываемый закон о природных ресурсах, который должен быть принят Государственной Думой РФ в следующем году, как ожидается, запретит иностранным компаниям вести разведку и осваивать российские нефтяные месторождения, а также добывать другие основные минеральные богатства.
"Поразительные перемены происходят быстро, поскольку Путин понял, что энергоносители являются козырной картой России, которая может быть разыграна на международном столе, - говорит аналитик политических проблем из российской брокерской компании "Атон" Майкл Хит (Michael Heath). - Вместо военной силы, которую использовал Советский Союз для распространения своей мощи, Россия использует в качестве главного внешнеполитического инструмента нефть".
Россия занимает второе место в мире по добыче нефти - около 8 млн. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л) сырой нефти в сутки - на долю которой приходится почти 40% валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Резко выросшие в последние 5 лет мировые цены на нефть погнали государственные бюджеты в черную зону, обеспечили умеренный экономический бум и позволили Центральному банку РФ увеличить золотовалютные резервы до 170 млрд. долл.
Но Кремль, пойдя значительно дальше налогообложения добавочных прибылей энергетических компаний, принял меры к тому, чтобы захватить себе всю отрасль. Третья по величине в России нефтяная компания "ЮКОС" была разрушена параллельно с уголовным преследованием ее политически дерзкого владельца Михаила Ходорковского, а ее главные добывающие подразделения были поглощены государственной нефтяной компанией "Роснефть". Ранее в этом году правительство приобрело контрольный пакет (51%) акций в "Газпроме", гигантской компании по добыче природного газа, которая является хозяином четвертой части мировых запасов газа, а "Газпром" заплатил 13 млрд. долл. за приобретение пятой по величине в России нефтяной компании "Сибнефть".
"Сибнефть", сегодня фактически принадлежащая государству, в этом месяце купила 25% акций в огромном Лопуховском нефтяном месторождении на Тихоокеанском побережье России, которые прежде принадлежали совместному российско-британскому предприятию ТНК-BP.
"Сегодня государство прямо контролирует около 30% добычи нефти в России, и самый большой вопрос, сколько еще оно намерено взять себе? - говорит специалист по вопросам энергетики из российского инвестиционного банка "Тройка Диалог" Валерий Нестеров. - Это серьезная причина для озабоченности российских и иностранных инвесторов в нефтяную отрасль".
В краткосрочной перспективе захват нефтяной отрасли Кремлем, возможно, нанес урон перспективным планам России в сфере добычи энергоносителей, заявляет г-н Нестеров. Темпы роста добычи нефти упали с 9% в первые годы правления Путина до всего 3% в этом году. Разведка нефти и газа практически прекратилась, поскольку как иностранные, так и российские инвесторы выжидают, когда станут известны новые правила игры. Внутренние распри в Кремле, по-видимому, притормозили планировавшееся слияние "Газпрома" и "Роснефти", в результате которого был бы создан колоссальный контролируемый государством нефтегазовый конгломерат.
Более жесткий контроль государства мог бы стать хорошей новостью для иностранных инвесторов, которые хотят отхватить кусок российского нефтяного пирога, но не настаивают на праве контроля. До 49% акций в "Роснефти", возможно, вскоре будут проданы внешним инвесторам, чтобы собрать деньги на возврат 7,5 млрд. долл. которые государство взяло в долг для приобретения контрольного пакета акций в "Газпроме". Ограничения для иностранцев на покупку акций "Газпрома", как говорят эксперты, вскоре тоже будут отменены.
"По новым правилам, не менее 50% акций должны принадлежать государству, - говорит главный редактор российского журнала нефтегазовой отрасли "Нефтегазовая Вертикаль" Николай Никитин. - Отныне частным компаниям будет запрещено жировать на минеральных богатствах России".
Эксперты говорят, что Кремль ставит перед собой цель снизить остроту международной критики своего захвата нефтегазовой отрасли, предложив небольшое число символических управленческих постов в ней видным иностранцам вроде бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder), который, согласно сообщениям, согласился возглавить проект строительства нового Северо-Европейского газопровода для транспортировки российского газа прямо в Германию. Ранее в этом месяце Путин лично предложил бывшему министру торговли США Дональду Эвансу (Donald Evans) пост председателя правления "Роснефти". Г-н Эванс это предложение отклонил.
Путин назначил некоторых своих высших помощников руководить недавно приобретенной Кремлем нефтегазовой империей. Ежедневная "Независимая Газета" ранее в этом году сообщила, что, согласно ее оценкам, семь человек из близкого окружения Путина сегодня стоят во главе девяти государственных компаний, суммарная рыночная капитализация которых составляет 222 млрд. долл., что соответствует 40% ВВП России.
Некоторые эксперты доказывают, что нерегулируемый "олигархический" капитализм 1990-х годов вызвал негативную реакцию общества и сделал необходимым для государства возврат к экономическому вмешательству. "Многие частные нефтяные компании не служили национальным интересам, и эти ошибки нужно было исправлять", - говорит специалист из государственного Института мировой экономики и международных отношений в Москве Назит Бойков.
Другие утверждают, что новая кремлевская элита просто рвется к богатствам России, точно так же, как это делали олигархи прошлого десятилетия. "Нужно просто игнорировать все эти рассуждения относительно возвращения национальных ресурсов под контроль государства, - говорит директор независимого Центра национальной стратегии Станислав Белковский. - Определенная группа людей используют национализацию как механизм собственного обогащения, и в этом вся суть".
На прошлой неделе экономический советник Кремля Андрей Илларионов обрушился с резкой критикой на то, что он называет превращением России в гигантскую корпорацию: "Главным итогом нынешнего года является выработка новой корпоратистской модели политической, экономической, социальной, общественной и международной жизни", - сказал прямолинейный г-н Илларионов, который во вторник подал прошение об отставке. "До недавнего времени никто не пытался как-либо ограничивать меня в высказывании моей точки зрения. Сейчас ситуация изменилась", - процитировало его слова агентство "The Associated Press".
Хотя, возможно, существует неразбериха в отношении долгосрочного влияния политики Путина на внутреннюю ситуацию, почти нет сомнений в том, что прямой контроль над огромными нефтегазовыми ресурсами России дает Кремлю значительные возможности влияния на внешнеполитической арене в мире, который испытывает все более острый энергетический голод.
На встрече Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в середине декабря с.г. Путин обещал к 2020 году увеличить поставки нефти в Азию с 3 до 30% суммарного объема российского экспорта. В совместном заявлении лидеры группы из 10 стран обещали наладить отношения "всестороннего партнерства" и укрепить сотрудничество с Россией в сферах торговли и безопасности. Новый сибирский газопровод должен начать качать нефть в 2008 году; первые поставки нефти пойдут главным образом в Китай.
"Россия стремится к более активной роли в Азиатско-Тихоокеанском регионе; признается, что только нефть может этому способствовать, - говорит руководитель отдела исследования энергетических проблем государственного Института народно-хозяйственного прогнозирования в Москве Юрий Синяк. - Однако это еще вопрос, хватит ли у России нефти, чтобы выполнить все свои политические обещания".
Если Кремль демонстрирует, что поставки энергоносителей можно использовать как пряник, то он также осознает, что их можно использовать как кнут. Украина, которая в результате прошлогодней Оранжевой революции вырвалась из орбиты влияния Москвы, в прошлом месяце была больно задета более чем 4-кратным повышением цены на поставки российского природного газа (с 50 до 230 долл. за 1000 кубометров). Киев доказывает, что не может приспособиться к столь резкому скачку цен, но "Газпром" пригрозил в первый день Нового года перекрыть подачу газа на Украину, если Киев не подчинится. Украина во вторник заявила, что было достигнуто соглашение, однако представитель "Газпрома" в Москве это отрицал.
А между тем, Белоруссия, самый лояльный бывший советский союзник Москвы, заключила с "Газпромом" соглашение о поставках газа по цене всего 46 долл. за 1000 кубометров.