Силовые центры еще продолжают поиск единой концепции. Терроризм и посткоммунистические переломы - вызовы времени. Краткий обзор мировой политики, сделанный частным лицом.
Это не был год прорыва или блестящих политических выступлений. На руинах Нового Орлеана люди ждали, и достаточно долго, своего президента. Когда тот появился, многого сделать и сказать он не мог. Мир - далекий от жизни: в предместьях Парижа президент Ширак (Chirac) сохранил не более чем самообладание. Премьер-министра Блэра (Blair) бросили на произвол судьбы в антитеррористической борьбе его же депутаты-лейбористы. Вряд ли лучше были дела у глав государств и правительств в Польше, Италии, Испании. Немецкий федеральный канцлер сам пошел на отставку и получил пост председателя наблюдательного совета в газопроводной компании Путина.
В Москве президент Путин уже задумывался о времени после 2008 года, когда он уйдет в отставку. Стабильность, его любимое слово, которым он руководствуется, Путин обещал и после 2008 года. Даже если он не останется в Кремле, то останется все-таки в стране. Ряд доверенных сотрудников был поставлен на стартовые позиции, дан ход ряду внутриполитических проектов.
Второй президентский срок тоже стоил ему падением популярности, но без большого провала, с чем были вынуждены смириться его коллеги в США, Франции или в Германии. Раздражение и недовольство россиян обратились против правительства и парламента. С середины года Путин возвещает, что накопленные большие доходы от экспорта нефти должны быть использованы для улучшения жизни российского населения. Порой он казался самым жестким критиком государственной системы, которой сам же и управляет. Страна испытывает внутреннее противоречие: высокие темпы экономического роста и постоянно растущее положительное сальдо во внешней торговле, - а жизнь большинства россиян лучше не стала. Их страна снова становится экономическим гигантом, внутри же государство Путина продолжает оставаться ценой гражданского общества и свободы печати непредсказуемой авторитарной страной.
Одновременно вновь появляется недоверие со стороны заграницы. Оно стало сильнее после того, как такие государства, как Украина и Грузия, избавились с помощью Запада от российского влияния. В Европе приветствовали революции в Грузии и на Украине проявлением своих симпатий. Но политической концепции не появилось. Скорее, казалось, что французский президент и немецкий канцлер шли на сотрудничество с Путиным, не считаясь с восточными европейцами и с линией ЕС. Правительства стран Восточной Европы пытались заручиться поддержкой в противостоянии с Москвой у США. Вашингтон был охотно готов лишь к тому, чтобы продвигать свои политические или военные бастионы на восток. В Москве в той мере, в какой происходит ее экономическое усиление, растет тревога по поводу политической притягательности бывших коммунистических государств, тогда как в Брюсселе отсутствуют ясные цели и границы будущего сотрудничества с государствами на постсоветском пространстве. Так что отношения между Востоком и Западом продолжают оставаться в тумане недоверия.
Путин ищет для России независимую роль в мировой политике. Он - не постоянный партнер для западноевропейской политики союзничества и интеграции. Нет стратегического постоянства в партнерстве и в отношениях с Китаем и с США. Русский патриотизм, который он объявил идеологией страны, видит Россию сильной страной, представляющей свои интересы в одиночку или с меняющимися партнерами. В то время как Запад считает, что имеет дело со все еще ослабленной во внешнеполитическом плане Россией, Путин использует богатые запасы нефти и газа, чтобы обеспечить с помощью сети трубопроводов интересы своей страны - в Европе, а также на восточных границах России. Там Китай и Япония ведут борьбу за нефть и газ, и появляется новый рынок - Индия.
В 2005 году большой выход на международную арену в качестве нарождающейся сверхдержавы совершил, прежде всего, Китай. Президент и глава партии Ху Цзиньтао (Hu Jintao) ездил, как в свое время богатый дядюшка из Америки, по миру с миллиардными договорами в багаже, многие из которых профинансированы самими же западными подрядчиками. Страна, спустя четверть века после почти немыслимого перелома, находится перед прыжком, чтобы стать азиатским тигром, составляющим конкуренцию американскому орлу. Их страна никогда не захочет быть сверхдержавой, в которой доминировала бы военная составляющая, говорят китайцы. Однако влияние армии во внешней и промышленной политике вызывает у соседей-пацифистов сомнения, а будет ли китайская политика отличаться скромностью и в будущем. Однако все сомнения пока подавляет желание найти доступ к огромному рынку, покупательная способность и рабочая сила которого пугает и притягивает к себе мир. Сам Китай стоит перед громадной задачей проведения второй индустриальной революции, переселения нескольких сот миллионов человек из глубинки в промышленные центры и нейтрализации социальной напряженности, которая уже заявила о себе в форме почти 100000 демонстраций, забастовок и столкновений. Для соседей, партнеров и соперников Китай представляет собой будущую мировую державу американского покроя. Кстати, Америка после вторжения в Ирак оказалась на грани своих сил и возможностей. Начался этап, для которого характерны отсутствие целей и слабость. Популярность президента Джорджа Буша (George W. Bush) опустилась, согласно опросам, ниже 40 процентов. Его заявления о войне на Ближнем Востоке не могут скрыть того, что речь идет больше не о том, как реализовать свои представления об иракской демократии и обеспечить надежное снабжение нефтью, а о том, когда и как выводить войска: не опаснее ли и не дороже ли быстрый вывод войск, чем стратегия, направленная на то, чтобы постепенно заменить их на будущие иракские силы безопасности? Буш берет критиков за горло. Республиканцы в Палате депутатов заставили провести голосование по вопросу, нужно ли США выводить свои войска из Ирака немедленно. Результат: 403 голоса - 'за', три - против. Жесткие критики президента тоже считают последствия быстрого вывода войск непредсказуемо опасными, и только меньшинство, 20 процентов избирателей, - за окончание войны любой ценой. Сенатор Хиллари Клинтон (Hillary Clinton), о которой постоянно говорят как об очередном кандидате на пост президента от демократов, понимает, почему она избегает четкой позиции.
Иначе с Кондолизой Райс (Condoleezza Rice). Некоторые исследователи общественного мнения говорят, что на следующих президентских выборах она получит традиционно голоса не только республиканцев, но и черных и представителей центра. Будучи более эффективным государственным секретарем, чем ее предшественник Пауэлл (Powell), она, казалось, пробила закостенелость неоконсерваторов, сторонниками которых являются вице-президент Чейни (Cheney) и министр обороны Рамсфелд (Rumsfeld). Во время зарубежных визитов она заслужила себе репутацию интеллигентного и готового к переговорам представителя американской мировой политики. Не успела она доказать, что в изменившихся условиях возможен деловой, конструктивный разговор через Атлантику, как на ее декабрьскую поездку по Европе бросил тень старый груз антитеррористической борьбы. Разоблачения, связанные с тайными тюрьмами, пытками, перевозкой пленных и нарушением суверенитета. Поездка по Европе была не конечным пунктом в цепи противоречий и недоразумений, а, казалась, началом нового этапа трансатлантических тревог и разногласий.
Европейский Союз казался, спустя два года после расширения, более расколотым и не имеющим целей, чем раньше. Спор из-за денег, субвенций, которые загребали старые члены, а новые их ожидали, превратился в мелочную торговлю. Уходящее поколение слабых политических руководителей, начиная от Варшавы и до Мадрида и от Рима до Лондона, привело ЕС к бесплодным внутренним разногласиям. То, что Союз удалось уберечь от разрушительного кризиса, - заслуга, не в последнюю очередь, умеющего вести переговоры нового федерального канцлера. Но остается неясным, погаснет ли притягательный свет Европы или же она еще раз сможет открыть путь новым концепциям и поможет определиться с ролью, которую она может играть по отношению к России, Китаю и США.
Вообще никто из трех великих не создает впечатления, будто он готов выйти за рамки сиюминутных, корыстных интересов, обладая представлением о будущей мировой политики. Все с заклинанием говорят о так называемых патриотических ценностях, иными словами, об узких национальных экономических и властных интересах, бросая свои сырьевые ресурсы, свой рынок и массу дешевой рабочей силы или высокие военные технологии на всемирно-политические весы.
2005 год был годом не новых решений, а годом затягивания решения проблем и напрасных надежд.
Герд Руге - шеф-корреспондент ARD, долгое время - иностранный корреспондент. Этот 77-летний человек не одно десятилетие писал о процессах в России. Кроме того, был корреспондентом в США во время войны во Вьетнаме и в коммунистическом Китае.