Г-н Аслунд является директором программы для России и Евразии в Фонде Карнеги за международный мир. Г-н Каратницкий - основатель новой международной неправительственной организации "Orange Circle" (Оранжевый круг), которая ставит своей целью содействие реформам на Украине.
28 декабря 2005 года. Вчера Андрей Илларионов подал в отставку с поста экономического советника Владимира Путина в знак протеста против ликвидации политических и экономических свобод в стране. Отставка г-на Илларионова, сторонника рыночных реформ, стала всего лишь самым последним сигналом, что российский президент проводит новую жесткую политику как у себя на родине, так и за рубежом.
Ничто лучше не иллюстрирует предостережения г-на Илларионова относительно контролируемых государством мега-корпораций, как ожесточенный спор между российским энергетическим гигантом "Газпром" и Украиной.
Судя по сенсационным заголовкам в средствах массовой информации Москвы и Киева, эти две страны находятся на пороге войны. Яблоком раздора являются энергоносители - конкретно, сколько именно контролируемый Кремлем "Газпром" будет брать с Украины за природный газ в 2006 году.
В прошлом году, перед Оранжевой революцией, когда на Украине было податливое, менее независимое и менее ориентированное на Европу правительство, условия поставок российского газа были очень великодушными. Россия запрашивала всего 50 долл. США за 1000 кубометров газа. В следующем году "Газпром" внезапно потребовал платить более чем в 4 раза больше, 220-230 долл.
Экономический спор подогревается тревожными российскими комментариями, в которых высказывается мнение, что отказ Украины от российских условий является "безответственным" и ставит под угрозу поставки в Европу свыше 100 млрд. кубометров природного газа (четверть всех потребностей континента). Посланник Кремля в Европейском Союзе (ЕС) Сергей Ястржембский говорит, что Украина "шантажирует" ЕС и "держит в заложниках европейских потребителей". Официальные представители "Газпрома" делают столь же тревожные заявления.
Поскольку российская риторика грозит вырваться из-под контроля, украинский премьер-министр Юрий Ехануров счел необходимым заверить ЕС, что поставки газа не будут нарушены. А президент Украины Виктор Ющенко в попытке снизить остроту ситуации даже выразил свое согласие с тем, что в перспективе цены на энергоносители для Украины должны определяться на рыночной основе. "Если Украина действительно хочет быть экономически независимой, рано или поздно нам придется перейти на рыночные отношения в вопросе поставок энергоносителей и рационально организовать у себя расходование энергии", - сказал г-н Ющенко.
Однако Украина также настаивает на том, чтобы уважались действующие контракты. А в одном критически важном приложении к контракту между "Газпромом" и украинской компанией "Нафтогаз" записано, что в период до 2009 года в обмен на транзит газа через территорию Украины "Газпром" должен поставлять Украине газ по цене 50 долл. за 1000 кубометров, и что эту цену не может изменить ни один из участников договора.
Несмотря на жесткие высказывания России на ведущихся сейчас переговорах, Украине, фактически, нечего бояться введения в долгосрочной перспективе рыночных цен. В 2005 году Украина импортировала около 25 млрд. кубометров газа из России, 38 млрд. кубометров из Туркменистана и сама добыла 18 млрд. кубометров. В следующем году Туркменистан согласился увеличить поставки газа на Украину по недорогой цене 60 долл. за 1000 кубометров.
Если Украина и Россия аннулируют действующие контракты и перейдут на рыночные цены значительно выше 200 долл. за 1000 кубометров газа, Украина, в свою очередь, сможет потребовать от России платить по рыночной цене за транзит газа по своей территории. Транзитная пошлина может вырасти с нынешних 1,09 долл. примерно до 3 долл. за транспортировку 1000 кубометров газа на расстояние 100 км. С учетом вероятного роста поставок туркменского газа, Киев мог бы соответственно сократить покупку газа у "Газпрома", чтобы транзитная пошлина перекрывала стоимость этих поставок из России. В худшем варианте, Украина могла бы платить примерно на 1 млрд. долл. в год больше или чуть более 1% своего валового внутреннего продукта (ВВП).
Обе страны имеют серьезные основания для перехода к рыночным ценам. Бартерные соглашения и особые условия многие годы питают коррупцию. В коррумпированные 1990-е годы Украина, вполне возможно, сэкономила на газе пару миллиардов долларов, но этот выигрыш достался почти исключительно горсточке газовых баронов.
Прозрачные рыночные цены являются наилучшим из вариантов, но вопрос в том, как к ним перейти. Принимая во внимание огромные объемы поставок газа и наличие соглашения о низких ценах на период до 2009 года, Украина просит установить здравый переходный период, чтобы усовершенствовать свою недостаточную энергетическую эффективность, которая в 3 раза хуже, чем в Соединенных Штатах Америки.
И все же попытка России перейти на рыночные цены остается избирательной и произвольной. Как указал г-н Илларионов, политика господствует над бизнесом. Российское правительство хочет, чтобы "Газпром" сохранил низкие цены (48 долл. за 1000 кубометров) на газ для лояльной Москве Белоруссии, в то время как Грузия и Армения - две другие бывшие советские республики с более независимой, прозападной политикой - в следующем году должны будут платить по 110 долл. Действительно, если, как настаивает сегодня президент Путин, это вопрос экономики, то почему Россия сторонится тихих и прагматичных переговоров и столь громко разжигает противоречия? Для этого есть три политические причины.
Во-первых, Россия стремится повлиять на назначенные на Украине на март 2006 года парламентские выборы, давая понять украинским избирателям, что нынешнее правительство в Киеве экономически некомпетентно, а его прозападная ориентация вредна для потребителей.
Во-вторых, Кремль пытается дискредитировать "оранжевое" правительство Украины в глазах российских граждан, чтобы сделать российскому населению профилактическую прививку от заразы демократической революции.
В-третьих, Россия стремится вбить клин между Европой и Украиной, выставляя правительство в Киеве безрассудным и ненадежным.
Соединенные Штаты Америки и Европа вполне правильно не вмешиваются в этот спор. Но им следовало бы настоятельно заявить, что этот спор должен быть разрешен в соответствии с двумя принципами: строгое выполнение заключенных соглашений и переход к рыночным ценам без политизации этого вопроса. США и ЕС следует также помочь укрепить украинскую экономику и суверенитет в долгосрочной перспективе путем более тесной экономической интеграции и поддержки программ, имеющих целью повышение энергетической эффективности.
Однако реальный вызов заключается в том, как Запад станет вести дела со становящимся все более жестким Кремлем, который сегодня проверяет, как далеко он может зайти в использовании своего недавно открытого энергетического богатства в политических целях. Именно это делает столь высокой ставку Запада в разворачивающемся газовом споре России и Украины.