Тот, кто сводит последнее обострение газового спора между российским энергетическим гигантом 'Газпром', которым владеет государство, и Украиной к мнимой акции наказания Россией прозападного курса украинской политики, слишком упрощает дело. В действительности же подспудное противостояние продолжается уже более десятилетия. Западная Европа оставалась в стороне от этого, поскольку обязательные поставки русскими газа в государства Европейского Союза, несмотря на противостояние, никогда не прекращались.
В период распада Советского Союза именно Украина проявляла особую активность, чтобы дистанцироваться от Москвы не только в политике, но и в экономике. Однако после выхода из рублевой зоны и введения сразу же пошедшей в штопор своей собственной валюты стало ясно, что союзные республики чрезмерно переоценили свои экономические возможности, особенно в плане зависимости от российских поставок энергоносителей.
В советские времена российский газ можно было всегда иметь за бесценок. Но с получением независимости Украина была вынуждена платить за поставки, от которых зависело снабжение теплом почти всего жилого хозяйства, чего сама она не могла делать в полной мере или и вовсе. Каждый раз, когда 'Газпром', у которого Украина быстро оказалась в миллиардных долгах, грозил сокращением или даже прекращением поставок газа, там сразу же прибегали к необычной самопомощи: украинцы, не долго думая, пользовались газом, предназначенным для Западной Европы.
Это воровство газа, которое порой мягко называли 'отбором', организованным государством, является важной причиной, заставившей Россию пойти на строительство Балтийского газопровода. Он, в частности, минует все транзитные страны, так что газовому потоку, приносящему валюту, никто не может помешать или даже остановить его. Когда газопровод вступит в строй, таков расчет русских, более надежными будут и транзитные маршруты через Украину, Белоруссию и Польшу, поскольку тогда ни Украина, ни Польша не будут заинтересованы в том, чтобы путем вмешательства в работу 'своих' транзитных газопроводов ставить под угрозу возможные доходы. Нынешнюю угрозу русских, в худшем случае прекратить поставки газа Украине, и перекачку его через ее территорию, можно также понимать как требование в адрес государств Западной Европы, чтобы они внесли свой собственный вклад в обеспечение безопасности поставок энергоносителей, а также более активно выступили в поддержку реализации проекта Балтийского газопровода.
Немецкие потребители могут не беспокоиться за свое снабжение теплом даже в том случае, если дело в споре по поводу цены дойдет до временного прекращения транзитных поставок. Хранилища отечественных поставщиков почти полностью заполнены. Таких резервов хватит, чтобы в полном объеме покрывать немецкие потребности в газе в течение 75 дней. Но Россия покрывает 35 процентов немецких потребностей в газе, так что смягчить ситуацию можно и на заметно больший срок. С учетом такой гарантированной позиции немецкая газовая отрасль может позволить себе вмешаться в сегодняшний спор. Менеджер концерна Eon Буркхард Бергман (Burkhard Bergmann) уже обратился с призывом к обеим сторонам: 'Газпрому', по его словам, нельзя чрезмерно повышать цены для Украины, но Украина, с другой стороны, должна, наконец, понять, что за газ надо платить по рыночной цене.