Без демократической Украины, так звучит тезис, который можно постоянно слышать от поляков, никогда не будет демократической России. Адам Даниэль Ротфельд (Adam Daniel Rotfeld), бывший польский министр иностранных дел, уточняет этот тезис в интервью 'Die Presse" следующим образом: 'То, что происходит в Польше, Эстонии, Латвии или в Литве, привлекательным для России не является. Но что возможно на Украине, возможно и в России'.
Украина, этого многие все еще не поняли в остальной Европе, является ключевой страной в дальнейшей судьбе Восточной Европы. Год назад большинство украинского населения вышло на улицы в поддержку политического переворота и добилось стратегической переориентировки курса страны в направлении Запада. ЕС из-за внутреннего состояния, в котором он находится, пока реагирует на желание Украины очень холодно и недостаточно творчески. Но в Москве большому братскому славянскому народу припомнили, что он больше не танцует под дудочку Кремля и хочет идти своим собственным путем.
Сегодня украинцы получают счет за свою 'неверность'. Они должны с 1 января платить за 1000 кубических метров газа почти в пять раз больше, чем раньше, а именно, 230 вместо нынешних 50 долларов США. В ином случае в первый день нового года будет перекрыт газовый кран. Жесткие переговоры по вопросу цены сопровождаются взаимными угрозами, причем украинцы говорят, что они вполне готовы платить более высокую цену за газ, но она должна повышаться поэтапно, а не молниеносно. Русские, в свою очередь, спрашивают, почему они должны субсидировать присоединение Украины к Западу поставками дешевого газа, тратя ежегодно по три миллиарда евро.
Экономический аргумент, с помощью которого Москва хочет избавиться от субсидируемой экономики и перейти на обычные в мире условия торговли, понятен. Но почему тогда угрожают перекрытием газового крана Украине, а не Белоруссии, которая тоже получает дешевый российский газ? Разве не потому, что цирковой артист от власти Александр Лукашенко ничего не хочет знать о Западе, где он и без того персона нон грата, и постоянно с готовностью бросается в объятия русских?
Иными словами, в газовом споре речь, очевидно, идет не о бизнесе, а о политике, власти и влиянии. Наверное, ни одна страна в мире не смогла бы в один миг начать платить за газ в пять раз больше. Повышение цены до мирового уровня для бедной во многих отношениях страны может осуществляться только поэтапно, российская сторона, видимо, понимает это тоже очень хорошо.
Или же Москва своей жесткой позицией сознательно рассчитывает, перекрыв газовый кран, привести в короткие сроки Украину к банкротству. Но в это все же не хочется верить. Возможно также, что Кремль пытается с помощью газового спора дискредитировать нынешнее руководство в Киеве и укрепить перед парламентскими выборами на Украине, которые состоятся в марте, позиции пророссийских сил. Только подобный шантаж тоже может оказаться неудачным.
И не в последнюю очередь, по той причине, что если Россию и мучает какой-то кошмар, связанный с Украиной, то это Украина как член НАТО. Только с большими потугами Москва проглотила членство в НАТО бывших партнеров по Варшавскому Договору из Центральной и Восточной Европы, а затем бывших прибалтийских советских республик. Но Украина как член НАТО - это в настоящее время для российской элиты кусок, который она совершенно не в состоянии переварить. Поэтому, возможно, сегодняшний газовый спор является недвусмысленным намеком Киеву, чтобы он не слишком нагнетал ситуацию.
Несмотря на это, прежде всего американцы стоят за кулисами переговоров в НАТО о вступлении в нее Киева. Вопрос в том, действительно ли в настоящее время для Запада такое значение может иметь вопрос, который в состоянии привести к серьезной ссоре с русскими, все еще испытывающими аллергию на НАТО? Не было ли умнее сначала иными путями лучше и надежнее закрепить Украину в западных институтах?
Россия при Путине, это признают и многие россияне, находится в данный момент в политическом плане на обратном пути к отношениям господства, частично похожим на советский строй. И не стоит ненужными провокациями ускорять ее путь туда. Собственно, именно украинцы должны были бы это тоже хорошо знать.