Андрей Илларионов, бывший более пяти лет главным советником Владимира Путина по экономическим вопросам, подал в отставку, заявив, что Россия дрейфует в сторону диктатуры. 'Страна перестала быть политически свободной', - заключил человек, являвшийся 'правой рукой' президента. Логично было бы предположить, что внутриполитическая встряска, которая скрывается за подобной отставкой, усилит на Западе тревогу по поводу все более явного авторитаризма, за которым демократические государства наблюдали до сих пор слишком снисходительно, особенно, в том, что касается Чечни и ликвидации свободы слова и плюрализма в России.
Отставка Илларионова, чье влияние в этом году значительно ослабло, произошла на следующий день после того, как мы описали крайне тяжелые условия, в которых находится бывший магнат Михаил Ходорковский, заключенный в одну из отдаленных исправительных колоний в Сибири. На дворе XXI век, но ситуация очень напоминает жесткие страницы 'Архипелага ГУЛАГ', великолепного романа Солженицына о сталинских лагерях. Российский президент являет собой пример конфликта между словом и делом. За почти шесть лет, что Владимир Путин находится в Кремле, он неустанно проповедовал демократию, но при этом сосредоточил в своих руках политическую и экономическую власть, устранил критически настроенные СМИ и довел парламент и региональных губернаторов до такой степени приручения, которая несовместима с системой, претендующей на звание 'демократической'. Не далее как на этой неделе верхняя палата российского парламента приняла окончательно закон, способный задушить общественные организации, одну из немногих сфер деятельности, неподконтрольных правительству.
Представляется нелогичным, что прямой виновник подобного отката займет в начале будущего года пост председателя в 'Большой восьмерке', группе наиболее развитых демократических государств, куда Россию приняли как раз для того, чтобы стимулировать демократию. Самый известный, но далеко не единственный российский заключенный, Ходорковский, находится сегодня в пяти часах лета, и еще пятнадцати на поезде, от Москвы, где расположен его собственный дом, и живут его адвокаты. Условия его содержания должны стать сигналом тревоги для демократических лидеров, которые поддерживают с Путиным сердечную дружбу, удобную как для России, так и для Запада. Что касается Европы, то очевидно, что эти доверительные отношения, не взирая на российский газ и нефть, попросту несовместимы с опасной реставрацией ГУЛАГа на ее восточных рубежах.