Энергетический рынок это, видимо, совсем не то, что экономическая наука называет настоящим рынком. Об этом свидетельствует спор между Россией и Украиной: в данном случае не существует суверенитета покупателя, нет прозрачности цен и нет рационально поступающих действующих лиц.
Все наоборот, Украина должна смириться с пятикратным повышением цены на газ, если посреди зимы не хочет отключать тепло для своего населения. Характер действий вызывает подозрение, что Россия злоупотребляет своей силой на энергетическом рынке с той целью, чтобы добиться хорошего политического поведения.
Но последствий для снабжения газом Германии спор относительно цены не будет иметь даже в случае временного прекращения поставок через газопровод, ведущий через Украину. Наши хранилища полны, а цены закреплены договором на длительный период времени. Тем не менее, федеральное правительство должно было бы использовать спор в качестве повода для пересмотра структуры немецкого энергетического рынка.
Дело в том, что отдельные конкурирующие политики и федеральное антимонопольное ведомство хотят, чтобы цены на газ определялись в будущем путем рассчитанных на непродолжительное время сделок на рынке наличного товара. Поэтому увязка цены на газ с ценой на нефть и долгосрочные договора о поставках должны быть запрещены. Если бы мы уже добились в этом какого-то успеха, то грозящий бойкот поставок из России привел бы сегодня в Германии к взрыву цены на газ. Спекулянты умело использовали бы с помощью временных договоров зависимость Германии от российского 'Газпрома'. Внутренняя конкуренция поможет мало, пока мы находимся в зависимости о монополистов.