Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Медведь больше не танцует

Россия Путина делает все большую ставку на политику имперского величия

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хуже вряд ли будет, утешали оптимисты, когда Путин в конце своего первого президентского срока замахнулся дубинкой, чтобы нанести последний удар по критически настроенным средствам массовой информации. Однако им возражали пессимисты, и они снова оказались правы

Хуже вряд ли будет, утешали оптимисты, когда Путин в конце своего первого президентского срока замахнулся дубинкой, чтобы нанести последний удар по критически настроенным средствам массовой информации. Однако им возражали пессимисты, и они снова оказались правы. На шестом году эры Путина Россия, согласно годовому докладу Freedom House, - американского центра мониторинга, исследующего состояние демократии и соблюдение принципов правового государства по всему миру, - резко скатилась в рейтинге по этим показателям вниз: с 'наполовину свободной' до уровня 'несвободной' страны, и делит снова места с государствами-изгоями, такими, как Северная Корея.

Критика справедлива. Даже прежние соратники хозяина Кремля, такие, как бывший премьер Михаил Касьянов или только что ушедший в отставку экономический советник Путина Андрей Илларионов - обоих можно считать кем угодно, только не 'демократами чистой воды' - недавно публично дистанцировались от основных идей, с которыми они связывали надежды: от идей управляемой демократии и строгой вертикали власти.

Опасения по поводу того, что может снова возродиться режим красных комиссаров, конечно, преувеличены: минимум принципов правового государства как условие для функционирования рыночных механизмов, в России, даже если и в искаженной форме государственного капитализма, безусловно, утвердился.

Тем не менее, нельзя не видеть растущие антидемократические тенденции, они находятся в кричащем противоречии с конституцией, принятой в 1993 году на референдуме большинством населения. Избиравшиеся раньше губернаторы сегодня назначаются Кремлем, органы юстиции являются теперь независимыми только на бумаге. Оппозиция в парламенте, в котором кремлевская партия 'Единая Россия' получила в результате свободных, но не честных выборов большинство в две трети голосов, лишена всякого влияния. Гражданское общество, ростки которого на сегодняшний день лишь наметились, грозит тоже оказаться в ауте. Новый закон о неправительственных организациях ставит их де-факто под контроль государства, которое, собственно они и должны контролировать.

К этому добавляется рост враждебных к иностранцам тенденций, которым откровенно симпатизирует часть милиции и чиновничьего аппарата, хотя такие тенденции являются для такого многонационального государства, как Россия, невидимым ядом, ставя в долгосрочной перспективе под угрозу единство федерации. Отражением этого является нежелание Кремля решать чеченскую проблему политическими средствами, то есть путем переговоров с сепаратистами, которые остаются в стороне от мирного процесса, являющегося лишь видимостью, и переносят конфликт на другие регионы Северного Кавказа.

Вызывает озабоченность также растущее влияние спецслужб на внутреннюю и внешнюю политику, делающую ставку на восстановление прежнего имперского величия и при этом ищущую близости с союзниками с помощью сомнительного признания их демократами и искаженного отношения к правам человека: с Китаем или даже с изгоями международного сообщества, такими, как Иран и Узбекистан.

Стремясь восстановить суверенитет над бывшими вассалами Москвы, Кремль все чаще использует через близкие к государству концерны, такие, как 'Газпром', в качестве средства политического давления российские поставки энергоносителей. Как сегодня в отношении Украины - в качестве мести за успешную Оранжевую революцию и за внешнеполитический разворот нового руководства в Киеве.

Западная Европа до сих пор наблюдает за таким поведением в целом безучастно. Однако растущая зависимость для умудренных опытом демократических стран, таких, как Федеративная Республика, к тому же обремененных долгами, не является индульгенцией для некритичного отношения к российской политике. Тем более что критика из Вашингтона в данный момент является, скорее, контрпродуктивной. В силу различных заблуждений администрации Буша (Bush), уводящих ее с демократического пути, и в силу жесткой конкурентной борьбы, которую ведут США с Россией на ее прежних задворках. Для Европы это шанс дерзнуть и сделать большой прыжок, чтобы превратиться из экономической в геополитическую силу.