Сорокавосьмичасовой период перебоев поставок газа прекращен. Со вчерашнего дня поток российского газа снова пошел в страны Европейского Союза. Начали даже говорить о том, что в Москве удалось достичь соглашения между Россией и Украиной по поводу жестокого газового конфликта, неожиданно поставившего ребром вопрос зимних поставок топлива для правительств всех европейских стран.
Однако зимняя российско-украинская конфронтация - не то событие, которое пройдет и забудется. От него уже пошли мощные волны по всему континенту, снова напомнившие всем блестящее наблюдение, сделанное когда-то Талейраном: Россия всегда и слишком слаба, и слишком сильна одновременно. Это событие напомнило каждому европейцу о том, что за ситуацией, когда бесперебойные поставки энергии - а, следовательно, и работа фабрик и заводов, и тепло и свет в наших домах - зависят от одного-единственного источника.
Нынешний кризис поднимает вопросы гораздо более серьезного и сложного порядка, нежели вопрос о том, сколько денег Украина платит за российский газ. Россия - крупнейший поставщик природного газа в мире, и "Газпром", огромная российская государственная газовая монополия, в принципе имеет полное право продавать свой газ по рыночным ценам. Однако Россия, прикрываясь "Газпромом", назначает цены за его продукцию таким образом, чтобы еще и реализовывать свое политическое влияние. Ничем другим нельзя объяснить, почему до 1 января 2006 года ту же самую тысячу кубометров газа продавали по совершенно разным ценам в разные страны: по 120-125 долларов - членам ЕС, по 110 долларов - Грузии, по 50 - Украине и по 47 - Беларуси.
И то же самое можно, по большому счету, сказать и о тех 230 долларах, которые Россия в одностороннем порядке потребовала от Украины платить начиная с воскресенья. Дело не только в том, что "Газпром" нарушил пятилетний контракт, заключенный в 2004 году, но и в том, что это была попытка дестабилизировать прозападное правительство, пришедшее к власти после того, как почти два года назад "оранжевая революция" отобрала президентское кресло у московского кандидата.
Вот поэтому главное в нынешнем конфликте - это проблемы, накопившиеся между Россией и Украиной за боле чем тысячу лет сложных и запутанных взаимоотношений между ними: тут и история, и религия, и культура, и язык. И этот комплекс проблем не разрешить, просто решив вопрос о цене за топливо. Он будет разрешен только тогда, когда более понятным и недвусмысленным станет статус России на мировой арене 21-го века. При том, конечно, условии, что это вообще произойдет - а если Талейран прав, то произойдет в любом случае не скоро. Президент Владимир Путин завернул Украине газовые гайки именно потому, что для него, очередного авторитарного правителя России, характерно то же сочетание слабых и сильных сторон его страны, что и для многих его предшественников.
И результатом этого будет не просто усложнение ситуации на Украине, но и дестабилизация тех международных институтов, которые с момента распада коммунистической системы до сих пор стараются найти место для России. И ни в одном из них это не выражается так наглядно, как в "Большой восьмерке" - группе ведущих экономических держав мира, принявшей в свои ряды Россию из политических соображений еще при Борисе Ельцине и на этой неделе передавшую ей бразды председательства от Великобритании, проведшей в этом качестве весь прошлый год.
Если бы собрались враги России и начали бы придумывать, как бы посильнее ей навредить за первую неделю пребывания Путина на посту председателя "восьмерки", то у них вряд ли получилось бы лучше, чем вышло на самом деле. Однако еще более это справедливо для тех, кто уже не один год указывает, что ставить себя в зависимость от одного-единственного источника топлива, к тому же поступающего из политически непредсказуемых регионов мира, слишком опасно.
Ни одно правительство не может позволить себе смириться с тем, что погаснет свет в домах его граждан; и ни одно правительство не может позволить себе не обращать внимания на угрозу того, что это может произойти. Уже сегодня, видя то, что делает Россия, властные структуры всех европейских государств начинают пересматривать свою политику.
Альтернативных поставщиков газа ищет Польша - а это трудно, учитывая, что по объемам поставок после России идут Иран и Катар. Турция, чтобы застраховать себя от риска недопоставок, ускоряет строительство газохранилищ. Даже Италия, население которой после чернобыльской катастрофы на референдуме полностью отказалось от развития атомной энергетики, уже объявила, что вопрос об атомных станциях вновь поставлен на повестку дня.
Великобритания также не может считать себя защищенной. Нам тоже нужны хранилища. И, если даже в 2005 году программа развития атомной энергетики имела все шансы на утверждение, хотя и считалась очень дорогой, сегодня, в свете далеко идущих планов господина Путина, эта вероятность превращается в полную определенность.