Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

'Газовая война' - конечно, дело некрасивое, но это не худшее из прегрешений Путина

'Газовая война' - конечно, дело некрасивое, но это не худшее из прегрешений Путина picture
'Газовая война' - конечно, дело некрасивое, но это не худшее из прегрешений Путина picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Следует ли изгнать Россию из 'большой восьмерки' за то, что она развязала 'газовую войну' против Украины? Да, если вы считаете, что критерием членства в этой группе ведущих промышленно развитых держав является экономическое влияние страны. Россия за прошедшую неделю, несомненно, продемонстрировала слабость своих позиций в этом отношении, показав, что не заслуживает принадлежности к такому элитарному клубу. Нефть, газ, да ядерное оружие - вот, пожалуй, и все ее 'активы'

Следует ли изгнать Россию из 'большой восьмерки' за то, что она развязала 'газовую войну' против Украины? Да, если вы считаете, что критерием членства в этой группе ведущих промышленно развитых держав является экономическое влияние страны. Россия за прошедшую неделю, несомненно, продемонстрировала слабость своих позиций в этом отношении, показав, что не заслуживает принадлежности к такому элитарному клубу. Нефть, газ, да ядерное оружие - вот, пожалуй, и все ее 'активы'.

Однако, если упреки в ее адрес сводятся к тому, что она 'давит' на Украину, оснований исключать ее из 'восьмерки' нет. В этом газовом конфликте Россия проявила слабость, некомпетентность, вела себя некрасиво - но при этом она права.

Да, перекрывать Украине газовый кран было со стороны президента Путина неразумным поступком - но нетрудно понять, почему он не смог устоять перед столь драматическим жестом. Угроза погрузить во тьму столицу другого государства представлялась ему нагляднейшей демонстрацией политического влияния.

Тем не менее, он совершил ошибку, поскольку такой шаг демонстрирует не силу, а слабость России. Чтобы это понять, ему достаточно было взглянуть на схему трубопроводов, протянувшихся по всей Европе. Чтобы ее газ поступал на Запад, России необходима помощь Украины и еще нескольких стран. Да и в качестве потребителей они имеют для нее немаловажное значение.

Россия называет себя 'энергетической сверхдержавой', но сами составляющие этой формулы противоречат друг другу - достаточно взглянуть на Саудовскую Аравию. Если одним из главных козырей страны является ее способность открывать и закрывать кран газового экспорта, это означает только одно - козырей у нее очень мало.

Конечно, скачок нефтяных цен принес России нежданное богатство и избавил ее финансы от угрозы непосильного дефицита.

Но после распада СССР страна не сумела использовать приток иностранных инвестиций для диверсификации экономики, так что ее основой по-прежнему остается топливно-энергетический сектор. Когда 'мода' на Россию пройдет, а неисправимый оптимизм брокерских прогнозов сменится наконец трезвым признанием того, что путинский авторитаризм чреват для инвесторов непредсказуемыми последствиями, способность страны привлекать иностранные капиталы развеется как дым. Грубые действия Москвы в последние дни лишь приблизили этот час. Путинские намерения сделать 'энергетическую безопасность' главной темой в период председательства России в 'большой восьмерке' сегодня вызывают только смех.

Возможно, он уже превратил ее в главную тему (как раз в воскресенье Россия на год заняла председательское кресло в 'восьмерке'), но другие страны извлекут из этого только один урок: безопасность энергетических поставок из России отнюдь не гарантирована. Европейским сторонникам атомной энергии Путин дал в руки такой аргумент, о котором они не смели и мечтать. Возможно, ему и не удастся заставить немцев вернуться к развитию ядерной энергетики, но итальянский кабинет, судя по заявлению министра производственной деятельности Клаудио Скайолы (Claudio Scajola), прозвучавшему на этой неделе, уже крепко задумался об этом задумался.

Россия никогда не соответствовала критериям членства в 'восьмерке', потому что ее просто нельзя назвать экономически развитой страной. По идее она вообще не должна входить в эту группу. Однако решение принять ее в состав 'восьмерки' стало проявлением романтических надежд на лучшее в те времена, когда на какой-то момент возникло ощущение, что в России утверждается демократия. Если для существования подобных 'клубов с произвольным членством' и есть какое-то оправдание, то, вполне возможно, оно состоит как раз в подобных 'донкихотских' жестах, способных послужить стимулом для государств, отчаянно стремящихся вступить в их ряды.

В данном случае, как выяснилось, этот стимул не сработал. Но это не означает, что теперь России следует 'указать на дверь' за самовластное и недемократичное поведение.

Несомненно, многие действия Путина за последние два года подпадают под это обвинение. Он ужесточил контроль над СМИ, демократическими, хотя бы по форме, институтами и ходом выборов. У Европы и США это не может не вызывать дискомфорта. Но на этой неделе почти во всех комментариях Россия изображалась как злодей, гигант, пытающийся покарать храбрую Украину за 'оскорбительное для Москвы стремление к демократии.

Действия России бесспорно выглядят весьма неприглядно. Их цель, вероятно, состоит в том, чтобы запугиванием вынудить украинцев в марте этого года выбрать пророссийский парламент.

Несомненно и то, что украинская 'оранжевая революция' 2004 г. была воспринята в России как величайшее оскорбление. В глазах многих россиян Украина - ключ к возрождению величия их собственной страны. С ее 'потерей' это стремление превращается в недостижимую мечту. Однако клеить России ярлык шантажиста и изображать Украину жертвой - значит давать карикатурную картину происходящего. Подобная интерпретация игнорирует роль самой Украины, много лет 'снимавшей сливки' благодаря поставкам газа по льготным ценам.

Игнорируется при этом и тот факт, что у Украины имеется немало рычагов давления на Россию в рамках разветвленных торговых связей между двумя странами в других областях. Без внимания остается и то, что Россия имеет полное право продавать свой газ по рыночной цене. Повышая цены на экспорт этого сырья в другие страны, она давала понять Украине, что думает об отмене льгот и для нее, даже если сами требования и были предъявлены Киеву внезапно.

Никто особенно не сомневается, что в конечном итоге Украине придется покупать газ по предлагаемым Россией расценкам, как и в праве последней повышать цену. Из всех действий Путина, производящих неприятное впечатление, это - далеко не самое худшее.

____________________________________________________________

Россия жива и очень сильна ("La Vanguardia", Испания)

Россия - безбилетник в "Большой восьмерке" ("The Wall Street Journal", США)

Запад не должен поддаваться на угрозы России ("The Daily Telegraph", Великобритания)