Споры Кремля с Украиной по поводу цен на газ и трубопровода противоречат недавним обещаниям президента, и, возможно, отражают стремление усилить контроль над стратегическими отношениями с бывшими странами-сателлитами, считает Нил Бакли
Накануне Рождества российский президент Владимир Путин яснее, чем когда-либо, изложил свои представления о том, каким образом его страна сможет вернуть себе международное влияние, которым она пользовалась в советские времена.
На совещании с наиболее доверенными министрами и советниками [речь идет о заседании Совета безопасности по вопросу о роли России в обеспечении международной энергетической безопасности, состоявшемся 22 декабря 2005 г. - прим. перев.] он не без гордости заметил, что Россия является крупнейшим в мире экспортером природного газа и вторым по величине экспортером сырой нефти, и добавил, что страна должна стремиться к лидерству в 'мировой энергетике'. Именно топливно-энергетический сектор, а не военно-промышленный комплекс, занимавший господствующие позиции в советскую эпоху, должен стать локомотивом возрождения России.
'От того, какое место мы займем в глобальном энергетическом контексте, прямо зависит благополучие России и в настоящем, и будущем', - отметил г-н Путин на этом заседании, которое транслировалось по телевидению. Он также выступил с заверением - которое мы, вероятно, еще не раз услышим в период председательства России в 'большой восьмерке' промышленно развитых государств - о том, что 'энергетическая безопасность' станет одной из главных тем для дискуссий в рамках этой группы.
'Россия дорожит заслуженной репутацией солидного, надежного и ответственного партнера на рынке энергоресурсов', - подчеркнул он.
Москва рассматривает свое пребывание у руля 'большой восьмерки' как шанс решительно изменить собственный статус в рамках этого 'клуба' - окончательно превратиться из 'соискателя', которым она была в момент вступления в ее состав 1998 г. в награду за проведение либеральных реформ и согласие с расширением НАТО, в 'равного среди равных'. Однако уже 1 января, в день, когда Россия заняла 'председательское кресло' в восьмерке, первая же акция Кремля поставила 'надежность и ответственность' страны под вопрос. После отказа Киева согласиться с повышением в четыре раза цены на поставляемый Украине российский природный газ, Москва приостановила его экспорт в эту страну.
Почти наверняка решение о прекращении поставок принимал лично г-н Путин. Именно он за считанные часы до конца года, когда истекал срок достижения договоренности, выступил с последним предложением в адрес Киева, которое президент Украины Виктор Ющенко отклонил. Этот шаг Кремля привел к резкому снижению поставок газа в Европу через транзитный трубопровод, проходящий по территории Украины - причем в самый разгар зимы.
Через сутки с небольшим России пришлось бесславно отступить: под шквалом критики из-за рубежа, она фактически возобновила поставки в прежнем объеме. Но даже если г-ну Путину удастся прийти к согласию с Украиной, - вчера стороны должны были вернуться за стол переговоров - он, возможно, уже нанес серьезный ущерб собственным далекоидущим амбициям в энергетической сфере. Россия показала, что не остановится перед самыми радикальными шагами, чтобы вынудить потребителей согласиться на повышение цен. Одновременно она на самом негативном примере продемонстрировала, насколько Европа опирается на нее с точки зрения поставок энергоносителей - так, около трети всего потребляемого в Германии природного газа экспортируется из России.
Это, в свою очередь, может побудить партнеров России по 'большой восьмерке' задать Кремлю кое-какие неприятные вопросы относительно его планов использовать энергоресурсы страны в политических целях, и, возможно, усилит уже существующую озабоченность относительно приверженности Кремля демократии и соблюдению прав человека. Так, министр экономики Германии Михаэль Глос (Michael Glos) заявил, что его страна хотела бы увеличить закупки газа в России, но при этом добавил: 'Они могут быть увеличены, только если мы будем уверены в надежности поставок с востока'. Далее он отметил: 'Россия председательствует в 'большой восьмерке' и : естественно, должна действовать ответственно'.
Сегодня министры энергетики стран Евросоюза соберутся в Брюсселе на экстренное заседание, чтобы обсудить нынешний кризис: эта встреча способна спровоцировать более широкую дискуссию по вопросам энергетической безопасности в целом и о целесообразности опоры на российские поставки. Беспокойство проявляется не только в европейских столицах. Госдепартамент США также выразил озабоченность тем, что Россия использует энергоносители в качестве инструмента политики. Вряд ли это та обстановка, в которой г-н Путин предпочел бы начать реализацию тщательно разрабатывавшейся в течение нескольких лет стратегии по превращению энергоресурсов в основу будущего развития России.
Эту идею он вынашивал задолго до того, как стал главой государства. Еще в 1990-х гг., работая в мэрии Санкт-Петербурга, Путин закончил заочную аспирантуру Горного института и защитил диссертацию по теме 'Роль минерально-сырьевых ресурсов в стратегии развития российской экономики' [в оригинале - "Mineral Raw Materials in the Strategy for Development of the Russian Economy" Подлинное название диссертации Путина - 'Стратегическое планирование воспроизводства минерально-сырьевой базы региона в условиях формирования рыночных отношений' - прим. перев.]. В этой работе он утверждал, что природные богатства России могут обеспечить не только ее будущее развитие, но и позиции на международной арене. Он предложил создавать в стране контролируемые государством, но финансируемые отчасти за счет частного капитала 'крупные финансово-промышленные корпорации', способные конкурировать с западными транснациональными компаниями.
В последние два года г-н Путин вплотную занялся формированием таких корпораций. С использованием зачастую сомнительных методов он восстановил контроль государства над энергетическими активами, приватизированными за бесценок десять лет назад. В конце 2004 г. государственная компания 'Роснефть' приобрела главный добывающий филиал 'ЮКОСа' - нефтяной фирмы, созданной Михаилом Ходорковским, который сегодня отбывает девятилетний срок за мошенничество в сибирской тюрьме (многие считают, что он стал жертвой политически мотивированной кампании преследования).
Осенью прошлого года российское государство увеличило принадлежащий ему пакет акций 'Газпрома' - газового гиганта, владеющего примерно 20% мировых запасов природного газа - с 38 до 51%, юридически закрепив свой фактический контроль над этим концерном. После этого 'Газпром' приобрел нефтяную компанию 'Сибнефть', принадлежавшую владельцу футбольного клуба 'Челси' Роману Абрамовичу, за 13,1 миллиардов долларов: эта сделка стала крупнейшим корпоративным слиянием в российской истории.
Наконец, совсем недавно г-н Путин утвердил закон, снимающий ограничения, долгое время не позволявшие иностранцам приобретать акции 'Газпрома' из оставшегося пакета в 49%, находящиеся в свободной продаже. По мнению некоторых аналитиков, приток иностранных инвестиций позволит вдвое увеличить рыночную капитализацию 'Газпрома' - до 300 миллиардов долларов (172 миллиардов фунтов или 250 миллиардов евро), в результате чего по этому показателю он станет одной из крупнейших компаний мира. Одновременно 'Роснефть' готовится в этом году впервые разместить свои акции на Лондонской бирже, в результате чего, как предполагают российские официальные лица, ее стоимость может возрасти до 72 миллиардов долларов.
Декабрь прошлого года стал началом нового этапа: Москва сегодня предлагает известным иностранным деятелям высокие посты в российской топливно-энергетической промышленности, явно стремясь тем самым повысить ее международный престиж и влияние. Бывший германский канцлер Герхард Шредер согласился возглавить контролируемый 'Газпромом' проект по строительству экспортного трубопровода в Западную Европу по дну Балтийского моря (его стоимость составляет 5 миллиардов долларов). Правда, Дональд Эванс (Donald Evans), бывший министр торговли США и близкий друг президента Джорджа У. Буша, вежливо отклонил личное предложение Путина стать председателем совета директоров 'Роснефти', однако российский президент дал понять, что его страна продолжит поиски известных зарубежных бизнесменов, которые могли бы войти в правление этой нефтяной компании.
В результате в России появилось два государственных энергетических гиганта со значительным участием иностранного капитала; кроме того, за последние 10 лет несколько частных корпораций привели свою деятельность в соответствие с международными стандартами. В сочетании с крупнейшими в мире запасами углеводородного сырья, географическим расположением в центре евразийского континента и наличием принадлежащей государству сети трубопроводов, позволяющий поставлять энергоносители как на Запад, так и на Восток, это сильно повышает 'акции' России.
Председательство в 'большой восьмерке' дает России шанс выгодно 'продать' эти 'акции' клубу самых мощных промышленных держав мира. Игорь Шувалов - российский 'шерпа' в 'восьмерке' и один из ближайших советников г-на Путина - недвусмысленно дает понять, что свое энергетическое влияние Россия рассматривает как заявку на полноправное членство в этой группе, которое, поскольку технически она до сих пор не входит в число восьми крупнейших в экономическом отношении держав, не может быть предоставлено ей автоматически.
'Мы можем гарантировать, что мировая экономика не будет испытывать дефицита энергоресурсов, - заявил г-н Шувалов в прошлом году. - Мы создадим механизм, с помощью которого Россия будет поставлять энергоносители на мировой рынок на таких условиях, которые позволят обеспечить позитивное и предсказуемое развитие мировой экономики'. Этим он намекал, что Россия может стать стабильным источником энергетических поставок, привлекательной альтернативой одолеваемому конфликтами Ближнему Востоку.
После того, как Москва прекратила поставки Украине - чьи торговые отношения с Россией в газовой сфере по масштабам уступают только связям между Канадой и США - эти утверждения уже не вызывают такого доверия. 'Россия запятнала свою доселе безупречную репутацию, - отмечает Грэм Уил (Graham Weale), директор отделения по обслуживанию европейских энергетических компаний в консалтинговой фирме 'Global Insight'. - Если такое больше не повторится, ей, возможно, удастся выйти сухой из воды. Но стоит проделать нечто подобное хотя бы еще один раз, и ей будет очень непросто увеличить объем продаж'.
Вчера в интервью нашей газете еще один консультант, специализирующийся на энергетическом секторе, и просивший не назвать его по имени, поскольку среди его клиентов есть россияне, высказался даже откровеннее. 'По сути они оказали 'медвежью услугу' самим себе, - заметил он. - Они считают, что могут 'отключить' Украину, но сделать это они способны только отключив и других потребителей. И, конечно, все это портит репутацию России как надежного поставщика'.
Клифф Купчан (Cliff Kupchan), аналитик консалтинговой компании 'Eurasia Group', работавший в Госдепартаменте во времена администрации Клинтона, утверждает, что Россия поддалась соблазну использовать свой энергетический потенциал в качестве кнута, а не пряника. ''Нефтяное влияние' можно отнести к сфере дипломатии, - говорит он. - А 'нефтяной шантаж', использование энергоносителей в качестве внешнеполитического орудия - нечто совсем из другой оперы'.
Он предупреждает, что ссора с Украиной может помешать усилиям России по привлечению иностранного капитала в 'Газпром', поскольку этот случай в очередной раз продемонстрировал, что газовый концерн по сути является государственной структурой.
Впрочем, реакция международного сообщества на действия Москвы вряд ли стала для нее сюрпризом. Два года назад она ненадолго прервала поставки газа Беларуси - в тот раз эта обычно лояльная к России соседняя страна не согласилась с удвоением расценок на поставляемое ей сырье. Эта акция вызвала протесты со стороны Европы и личное вмешательство тогдашнего германского канцлера Шредера.
Так почему же Россия ставит под угрозу свои масштабные энергетические амбиции, ввязываясь в некрасивую ссору с соседней страной? По мнению аналитиков, Россия намерена использовать предъявленное Украине требование о переходе на рыночные цены в качестве рычага для завоевания другого 'приза' - установления частичного контроля над проходящим через эту страну экспортным трубопроводом.
В других странах подобная тактика срабатывала. Россия сохранила на низком уровне цены на газ для Беларуси в обмен на соглашение о совместном владении проходящим по ее территории экспортным трубопроводом в Европу. 'Газпром' повысил расценки и для Грузии, однако обязался заморозить их на 10 лет, поскольку та согласилась на создание совместного предприятия по эксплуатации внутренней газораспределительной сети в этой стране.
Возможно, Москва преследует и более масштабную цель - запугиванием вынудить ориентирующегося на Запад г-на Ющенко, который пришел к власти в результате 'оранжевой революции', восстановить связи с Россией - а также повлиять на исход предстоящих в марте парламентских выборов на Украине в надежде, что сформированный парламент будет занимать более пророссийскую позицию. Один политический консультант, лично знакомый с г-ном Путиным, полагает, что тот 'ненавидит' г-на Ющенко и рад любой возможности подорвать его позиции.
Возможно, действия российского президента имеют и внутриполитический аспект: он хочет показать россиянам, что их страна и теперь, после неудачи в ходе украинских президентских выборов 2004 г., когда г-н Путин поддержал проигравшего кандидата, способна оказывать влияние на соседние страны бывшего СССР. Но, каковы бы ни были его подлинные мотивы, действия России, по словам Криса Уифера (Chris Weafer) главного стратега российского 'Альфа-банка', вынудят страны ЕС задуматься о закупке энергоносителей у других стран, например Египта. А если так поступят крупнейшие зарубежные потребители российского сырья, клиенты меньшего масштаба или потенциальные покупатели, такие как США и Азиатские страны, также начнут проявлять осторожность.
'В понедельник утром Европа с удивлением обнаружила, насколько она уязвима с точки зрения поставок энергоносителей, - отмечает г-н Уифер. - Возможно, Россия спровоцировала крупнейшую за последние 10 лет дискуссию в рамках ЕС о его собственной энергетической безопасности'.
В работе над статьей принял участие Томас Кейтан (Thomas Catan)