January 3, 2006; Page A24
В чем не откажешь Владимиру Путину, так это в умении выбирать момент. Не проходит и недели после того, как президент России применяет к Украине старые советские методы энергетического рэкета, как он становится председателем группы восьми ведущих демократических стран мира.
Москва требует от Украины платить за газ, который она ей поставляет, почти в пять раз больше, чем раньше. Причем Кремль, пока тянулись эти "переговоры", успел еще и выкупить у Туркменистана весь газ, который тот добудет в будущем, существенно ограничив таким образом Киев в доступе к альтернативным источникам. Украина "прогнуться" отказалась, и тогда Россия с 1 января прекратила все газовые поставки, причем, кажется, даже перестала доставлять на Украину через свою территорию туркменский газ, прокачка которого предусматривается контрактом.
В этом деле Кремль не интересуют деньги. Главное для него - наращивать политическое влияние на своего демократически и свободно мыслящего, а в прошлом унижаемого и эксплуатируемого славянского соседа. Год назад лидер Украины Виктор Ющенко в результате "оранжевой революции" победил прокремлевского кандидата в президенты и повернул страну лицом к Западу. И, когда сегодня Путин берет Украину в "газовые рукавицы" - что, кстати, происходит менее чем за три месяца до парламентских выборов на Украине, - он просто пытается взять реванш.
Россия твердит, что всего лишь пытается получить за свой товар "справедливую рыночную цену". Но говорить об этом было бы разумно лишь в том случае, если бы этот рынок вообще существовал. Украина, действительно, платит за газ цену, стоящую намного ниже средних мировых ставок. Однако газ - не нефть, торговля им не идет так же активно, и в этих условиях сравнивать между собой различные регионы мира не очень правильно.
"Газпром" - это российская государственная монополия, и цены на своб продукцию она назначает как ей вздумается, причем потребители, демонстрирующие лояльность Москве (читай: Беларусь), и здесь получают преференции.
Кроме того, прекращая поставки газа, Москва нарушает и свои обязательства по контракту. Летом 2004 года Россия и Украина пришли к соглашению о том, что цены, которые действуют на настоящий момент, будут действовать до 2009 года. Правда, целью той сделки была главным образом поддержка президентских амбиций московского кандидата Виктора Януковича, а Янукович в результате проиграл Виктору Ющенко.
Нельзя забывать и о том, что, играя своими газовыми козырями, Путин вполне может нанести ущерб поставщикам "Газпрома" в Европейском Союзе. Он предупреждает Украину о том, что ей нельзя откачивать для себя газ, предназначенный для Европы, но, если в опасности окажется режим поставок в Европу, виновата в этом будет Россия. Украина утверждает, что имеет право забирать себе в счет транзитных платежей "Газпрома" 15 процентов газа, прокачиваемого через ее трубопроводы.
Кстати, в Европе Путин пока что особой поддержки не получил. Новое правительство Германии возложило вину на Москву, и вчера Россия отреагировала на эту критику, заявив, что, чтобы не пострадали европейцы, переживающие особенно холодную зиму, она будет поставлять на вход газопровода больше газа. Это, конечно, предотвратит кризис здесь и сейчас, но более крупная проблема - направление политики Путина как внутри страны, так и за рубежом - останется нерешенной: с помощью ренационализации огромных энергоресурсов страны президент России собирает в руках Кремля все больше политических и экономических рычагов. Дэвид Сэттер (David Satter) говорит и о других антидемократических тенденциях, идущих параллельно этому процессу.
На прошлой неделе в знак протеста против того, как Путин давит российскую демократию, в отставку с поста кремлевского советника по экономике ушел известный экономист-рыночник Андрей Илларионов. Илларионов сравнил требования России к Украине с фашистским и советским ультиматумами перед началом Второй мировой войны. Год назад Путин назвал распад советской империи "величайшей геополитической катастрофой века", и с тех пор своими действиями он лишь подтверждает свое желание восстановить эту империю в новой форме.
В свете всего сказанного передача России поста страны-председателя "Большой восьмерки" выглядит насмешкой и издевательством над другими членами этой группы. Принятие Москвы в "восьмерку" никогда не было обосновано экономически - его целью было содействие демократическим реформам в стране, и сегодня обладающей крупным ядерным арсеналом. Так пусть хотя бы сегодня те, кто стоял за политикой "восьмерки" в те годы - не исключая и президента Буша - начнут осознавать, какую ошибку они совершили.