Wednesday, January 4, 2006; Page A17
Обычно россияне празднуют Новый год, запустив пару петард, выпив бокал полусладкого шампанского, а потом и водочки под селедочку, чтобы было веселее. Однако российский президент Владимир Путин решил на этот раз отметить праздник, перекрыв поставки газа на Украину. На следующий день, когда москвичи и киевляне еще только просыпались, страдая от похмелья, по российскому телевидению уже шел прямой репортаж с компрессорной станции под Курском. Прямо перед телекамерами начальник участка трубопровода отрывисто говорил в телефонную трубку: 'Да. Да. И через трубы большого диаметра - ничего. Хорошо. Понял. Операторы этим займутся'. Затем нам показали рабочих, вращающих здоровенные вентили, или склонившихся над компьютерными терминалами, следя, как падает давление в трубе.
К концу дня украинское правительство выступило с официальным заявлением, назвав это отключение 'неприемлемым' шагом. Незадолго до этих событий российские власти обвинили Киев в том, что он отверг 'сверхвыгодный' проект нового контракта, тот самый, что предусматривал повышение цены на поставляемый Украине газ в четыре раза. Правительство США распространило заявление, выразив 'сожаление'. Евросоюз объявил, что проведет специальное совещание по газовому вопросу. Так начался 2006 г., в течение которого Россия впервые будет председательствовать в 'большой восьмерке', и намеревается сделать 'энергетическую безопасность' главным вопросом для обсуждения в рамках этой группы.
В каком-то смысле это намерение выглядит логичным. По обычным меркам Россия абсолютно не заслуживает членства в 'восьмерке', куда по идее должны входить только лидеры самых процветающих демократических стран мира. Россия же по объему ВВП отстает от таких стран, как Голландия, Мексика и Бразилия, а по среднему доходу на душу населения - от Мальты, Брунея, Чили и Уругвая. Даже по мощи обычных вооруженных сил Россия, чья армия до сих пор не может выбраться из чеченской трясины - уже далеко не тот мастодонт, что прежде.
Однако с точки зрения способности манипулировать поставками природного газа в Европу она вновь превращается в сверхдержаву. Конечно, ее возможности здесь пока не безграничны. Украина действительно покупает газ по ценам ниже мировых, однако эта система льгот, сложившаяся в постсоветский период, выгодна как украинским, так и российским олигархам. Более того, поскольку российский газ поступает в Западную Европу через территорию Украины, эта страна, несомненно, имеет определенные рычаги давления на Москву. Так, уже в понедельник, когда объемы газа, поступающего в Австрию, Италию, Францию, Венгрию, Польшу и Словакию также резко сократились, россияне из-за поднявшейся волны протестов вынуждены были увеличить подачу газа до прежнего уровня.
Тем не менее, уже сама театральность, с которой было обставлено прекращение поставок - все эти телевизионные картинки, на которых здоровенные мужики вращают здоровенные вентили - позволяет предположить, что речь идет о политическом решении. Об этом говорят и факты. В конце концов, объектом шантажа стала Украина, а не, скажем, соседняя Беларусь, чье руководство по-прежнему заискивает перед Россией. Кроме того, о принимавшихся в последнюю неделю решениях публично объявляли не представители российского газового монополиста - концерна 'Газпром' - а лично президент Путин.
Главное же в другом: решение 'перекрыть газ' Украине четко укладывается в определенную схему. В декабре, когда бывший германский канцлер Герхард Шредер согласился стать членом правления возглавляемого 'Газпромом' консорциума по строительству газопровода из России в Германию - Шредер санкционировал осуществление этого совместного проекта в последние дни пребывания в должности - мы убедились, что российские доходы от продажи газа уже используются для укрепления политического влияния. События последней недели стали подтверждением готовности российских властей использовать в политических целях и газотранспортную систему страны. Сегодня Украина, а чья очередь придет в будущем году - возможно, той же Германии?
Европа еще может предотвратить угрозу будущего шантажа. Правительства европейских стран могли бы вложить средства в создание альтернативной инфраструктуры, например, строительство морских терминалов для отгрузки и хранения сжиженного газа - чем больше их будет, тем лучше для международной торговли 'голубым золотом' - или прокладку трубопровода из прикаспийского региона по дну Черного моря и через территорию Украины. Теоретически, европейцы, действуя совместно с Соединенными Штатами, могут принять и дипломатические контрмеры. Взять хоть то же председательство в 'большой восьмерке'. Неужели все до сих пор абсолютно уверены, что Россия должна оставаться в составе этой группы? Неужели всех абсолютно устраивает тот факт, что функции ее председателя будет исполнять Путин?
Впрочем, прежде чем западные лидеры смогут хотя бы всерьез задуматься о том, чтобы задать Москве эти 'недипломатичные' вопросы, они должны осознать подлинный смысл путинского 'новогоднего поздравления' - воспринять его как сигнал тревоги. Манипуляции с телеканалами, преследование правозащитников, арест политических соперников президента - все это не привело к исключению России из 'клуба' цивилизованных стран. Да и острый спор России с Украиной из-за цен на газ, пока что, подобно чеченской войне, воспринимается в основном как конфликт регионального масштаба. Больше так продолжаться не должно. Раз уж россияне заявили о желании обсудить в 2006 г. проблему энергетической безопасности, стоит поймать их на слове.
Муж Энн Аппельбум недавно был назначен министром обороны Польши