Достигнутая Россией и Украиной договоренность об окончании газовой войны позволяет обеим странам сохранить лицо: цена на энергоноситель будет поднята, но не сразу и не до заоблачных высот, как претендовала Москва. Несмотря на то, что детали пока еще достаточно туманны, можно вздохнуть с облегчением. Однако этот кризис, как таковой, следует считать серьезным предупреждением для всех сторон, включая ЕС, который оказался косвенным участником событий и должен поставить перед собой задачу большей диверсификации импорта энергоресурсов, если намерен избежать излишней зависимости от конъюнктуры или капризов политических лидеров в странах-поставщиках.
Вполне вероятно, что на Украине, несмотря на воспоминания о Чернобыле, появится больше аргументов в пользу атомного компонента энергетики, к чему призывала незадолго до своей сентябрьской отставки с поста премьера Юлия Тимошенко. Украина должна усилить эффективность своей экономики, унаследованной от советских времен, в энергетическом плане, а не разбазаривать топливо направо и налево благодаря его дешевизне. Не будем забывать о том, что некоторые украинские олигархи сделали состояние именно на разнице между западными ценами и стоимостью топлива, получаемого из России по дотированной ставке, а также из-за сознательной неразберихи вокруг объемов, прокачиваемых по украинским газопроводам до конечного потребителя. Хорошо, что Россия и Украина будут в дальнейшем вести расчеты в валюте, а не по бартерным схемам, и что поставки российского газа в страны ЕС будут отделены от поставок собственно на Украину.
Поведение Путина во время этого кризиса напоминало слона в посудной лавке, что оказало ему сомнительную услугу в Европе: необъятные запасы российского сырья воспринимаются сегодня в ЕС как инструмент давления, который может быть использован против его интересов. Запад боится, что Россия превратится в несговорчивого партнера и станет диктовать свои условия. Чтобы развеять эти опасения, Путин должен переломить нарастающую тенденцию к монополизации политической и экономической жизни в стране. Восстановление государственного контроля над некоторыми отраслями экономики и торможение процесса реформ в 'Газпроме', - энергетическом гиганте, который действует сегодня как газовое министерство на службе у политических интересов и устанавливает для каждой страны собственную цену, вне зависимости от рынка, - являются крайне тревожным фактором.
Европейским потребителям также следует извлечь урок: огромные потребности ЕС в энергоресурсах делают необходимой большую степень стабильности и сотрудничества в масштабах всего континента. И не только между двадцатью пятью странами-членами, но и за их пределами, - как в восточном, азиатском направлении, так и в южном, североафриканском.