На этой неделе Россия стала страной-председателем самого престижного клуба ведущих индустриальных держав мира. При этом многие сомневаются не только в том, что она способна выполнять председательские функции, но и в том, что она вообще может быть членом "Большой восьмерки". Например, в члены группы так и не пригласили Китай. Несмотря на то, что по паритету покупательной способности эта страна занимает второе (а по курсу национальной валюты к доллару - третье) место в мире по объему экономики, Китай не выдерживает испытания на демократичность.
Откат от демократии в России подвинул сенаторов Джона Макккейна (John McCain, Республиканская партия, шт. Аризона) и Джо Либермана (Joe Lieberman, Демократическая партия, Коннектикут) на то, чтобы предложить законопроект, по которому президент Буш обязан был бы приостановить членство России в "восьмерке" до тех пор, пока правительство Владимира Путина не "прекратит нападки на демократию и политическую свободу". Сенаторы указывают на то, что российские власти пренебрегают законом, подавляют независимые СМИ, зажимают политическую оппозицию и делают еще много чего другого; согласно их резолюции, Россия не удовлетворяет минимальным стандартам, предъявляемым к демократической власти, "которые являются общим признаком всех других членов G8".
И действительно, то, о чем говорят сенаторы, заслуживает очень серьезного рассмотрения. Давайте же не спеша подумаем и зададимся следующими вопросами:
Может ли быть членом "Большой восьмерки" страна, во главе которой стоит самый богатый ее гражданин, притом что благоденствие десятков его предприятий централизованно зависит от государственных преференций?
Имеет ли право претендовать на членство клубе демократических государств страна, лидер которой лично контролирует все общенациональные телеканалы?
Проходит ли испытание демократией и уважением к закону государство, глава которого переписывает эти самые законы, чтобы спасти себя и своих друзей от преследования за коррупцию?
Вправе ли за одним столом с Францией, Великобританией и Соединенными Штатами сидеть представитель страны, руководитель которой протаскивает поправки к конституции, направленные лишь на то, чтобы обеспечить своей партии победу на предстоящих выборах?
К четвертому пункту большинство читателей уже, наверное, догадались, что речь идет совсем не о России. Речь идет об Италии.
С 2001 года, когда Сильвио Берлускони был избран премьер-министром второй раз подряд, он обратил вспять большую часть начатых в начале 90-х годов реформ, направленных на борьбу с коррупцией и обеспечение стабильной демократической власти. Пытаясь спасти парламентское большинство своей партии, Берлускони недавно остановил значительнейшие реформы избирательного законодательства и восстановил систему пропорционального представительства, которая уже отметилась в истории страны беспрецедентной частотой смены правительств и потрясающей неэффективностью власти.
Он сделал невозможным применение законов, благодаря которым стали проводиться антикоррупционные расследования, и это привело к повышению уровня организованной преступности. Он продолжает проталкивать через парламент законопроекты, которые сделали бы невозможным расследование против него самого и его деловых партнеров по обвинениям в мошенничестве с финансовой отчетностью, взяточничестве и других тяжких преступлениях.
Кроме того, Берлускони единолично контролирует 90 процентов национальной телевизионной сети. Он владеет тремя телеканалами и имеет косвенное влияние на государственное телерадиовещание, поскольку имеет возможность отбирать управленцев для государственных каналов. Проводя исследование свободы прессы в мире в 2003 году, общественная организация Freedom House понизила рейтинг Италии, переведя ее из группы "свободных" стран в группу "частично свободных". В этой последней Италия остается и по сей день.
Профессор Джованни Сартори (Giovanni Sartori), ведущий итальянский политолог, недавно так охарактеризовал этот вопрос: "Правление Берлускони - это исключительно анализ прибылей и убытков лично для него самого. Что ж, по таким расчетам, его работа действительно оказалась результативной".
Маккейн и Либерман, конечно, правы: правительство Путина давит демократию. По этому поводу надо бить тревогу, и то, что тем же занимается Берлускони, ни в коем случае не оправдывает Путина. Однако, если уж применять критерии Маккейна-Либермана, то почему США должны обвинять в чем-то бывшую страну Советского Союза и не замечать того, что делается в стране Союза Европейского?
Грэм Аллисон - директор Бельферовского центра естественных наук и международных отношений (Belfer Center for Science and International Affairs) при Факультете государственного управления им. Кеннеди (Kennedy School of Government) Гарвардского университета, бывший помощник министра обороны США (1993-1994).