Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как обеспечить энергетическую безопасность США?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Соединенным Штатам, ради собственных интересов, необходимо полностью осознать значение того, что российский государственный газовый монополист 'Газпром' на прошлой неделе сотворил с Украиной (а косвенно, и со всей Европой) прекратив поставки газа в эту страну. На прошлой неделе 'Газпром' повысил цену на поставляемый Украине газ почти в пять раз

Соединенным Штатам, ради собственных интересов, необходимо полностью осознать значение того, что российский государственный газовый монополист 'Газпром' на прошлой неделе сотворил с Украиной (а косвенно, и со всей Европой) прекратив поставки газа в эту страну. На прошлой неделе 'Газпром' повысил цену на поставляемый Украине газ почти в пять раз.

Когда украинцы оказались платить по новым расценкам, концерн попросту перекрыл им кран, от чего пострадала не только Украина, полностью лишившаяся российского газа, но также Австрия, Венгрия, Польша, Словакия, Румыния, Германия, Франция и Италия. Все эти страны сообщили о сокращении объемов газа, поставляемого через трубопроводы, проходящие по территории Украины. Вчера стороны заключили компромиссное соглашение. Поставки газа возобновились в прежнем объеме, но угроза возможных срывов теперь очевидна.

Российская сторона утверждает, что Украина 'воровала' газ, предназначенный для Европы, и что она не должна до бесконечности получать выгоды от льготной цены. Украинцы же уверены, что таким образом их наказывают за 'оранжевую революцию' и мечты о вступлении в Европейский союз и НАТО.

Почему все это должно волновать Соединенные Штаты? Во-первых, потому что эта история позволяет судить о том, что из себя представляет путинская Россия. 1 января президент Владимир Путин стал председателем 'большой восьмерки' промышленных стран. Парадоксально, но факт: главной темой на период председательства России в этой группе он избрал энергетическую безопасность.

Во-вторых, в вопросах снабжения энергоносителями сама Америка весьма зависит от других стран. Тем не менее, американцы и сегодня предпочитают закрывать глаза на проблему собственной энергетической безопасности. Нефтяная зависимость США приводит к перекосам во внешней политике, затрудняя ведение войны против терроризма и распространение демократии на Ближнем Востоке. Закупая у Ирана нефть, Европа и Америка помогли ему создать валютные резервы, превышающие, по некоторым данным, 29 миллиардов долларов - а ведь часть этих денег идет на финансирование ядерной программы Тегерана, осуществление которой мы стараемся прекратить. Закупая у Венесуэлы нефтепродукты на миллиарды долларов, мы тем самым оплачиваем помощь, которую ее президент Уго Чавес оказывает Фиделю Кастро, его противодействие созданию Всеамериканской зоны свободной торговли, оружие, которое он покупает (часть этого оружия в конечном итоге попадает в руки колумбийских наркотеррористов). Если Соединенные Штаты не хотят, подобно Украине или Европе, оказаться в заложниках у собственных поставщиков энергоносителей, нам нужно предпринять следующие шаги:

Во-первых, администрация должна вернуть в повестку дня одну из своих самых удачных, но уже подзабытых идей - 'Североамериканскую энергетическую инициативу' 2001 г., призванную увеличить объем поставок энергоносителей из надежных источников, обеспечить модернизацию инфраструктуры и внедрение современных технологий, повысить эффективность энергопотребления и энергосбережения, а также создать единую современную электросеть в Северной Америке.

Ведущим зарубежным поставщиком природного газа, электроэнергии и нефти для США является Канада. В условиях, когда мировые цены на нефть достигли 60 долларов за баррель, канадские нефтеносные пески превращаются в новый перспективный источник энергоносителей, в результате чего эта страна выходит на второе место в мире по объему доказанных запасов нефти. Мексика - хотя ей и предстоит провести большую работу по либерализации своего энергетического сектора - в 2004 г. стала вторым по величине экспортером нефти в Соединенные Штаты. Обе эти страны обеспечивают более надежные поставки энергоносителей, чем ближневосточные государства или Венесуэла.

Во-вторых, Соединенные Штаты должны радикально повысить эффективность использования нефти. По оценке независимого исследовательского центра Rocky Mountain Institute, изменение существующей практики в этой области позволит сократить потребление 'черного золота' на 50%. В конце 2005 г. нефтяной гигант 'Chevron' размещал в СМИ объявления, где говорилось: если бы автомобилестроители смогли хоть немного снизить расход топлива - так, чтобы на галлон бензина можно было проехать лишних 5 миль - это позволило бы экономить более 22 миллиардов галлонов бензина в год.

В-третьих, Соединенным Штатам следует заменять нефть другими видами топлива. Хорошей отправной точкой стало бы внедрение автомобильных двигателей, работающих на водороде, биотоплива, и более активное использование природного газа (его месторождения имеются во всех трех североамериканских государствах).

В-четвертых, Соединенным Штатам следует и дальше поддерживать диверсификацию маршрутов поставок энергоносителей из Кавказского региона, как мы поддержали прокладку трубопровода из Азербайджана в Турцию через Грузию. Россия, конечно, имеет право вести конкурентную борьбу на мировом рынке энергоносителей, но создание Москвой монополии в области их поставок или распределения - не в интересах США.

В-пятых, энергетическая безопасность США должна стать приоритетной задачей государства. Полной энергетической независимости нам все равно не достичь никогда, так не будем терять времени в спорах о том, какой политический курс позволил бы добиться этой нереальной цели. Однако урок акции 'Газпрома' в отношении Украины очевиден: Соединенным Штатам необходимо приступать к действиям на всех направлениях, и в первую очередь в самой Северной Америке, чтобы мы никогда не пали жертвой политического курса других государств.

Марк Гроссман, бывший помощник госсекретаря США по политическим вопросом, сегодня занимает пост вице-президента вашингтонской консалтинговой фирмы 'Cohen Group'