Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Газовая ссора: сгущаются тучи над председательством России в "Большой восьмерке"

Действия Путина раздражают США и Западную Европу

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вообще-то, этот год должен быть годом большой российской дипломатии: 1 января Россия на год стала страной-председателем группы восьми ведущих индустриальных держав мира и главным вопросом этого года планирует сделать "энергетическую безопасность". Высшей точкой года должен стать июльский саммит, который пройдет среди белых ночей Санкт-Петербурга

Friday, January 6, 2006; Page A16

МОСКВА. Вообще-то, этот год должен быть годом большой российской дипломатии: 1 января Россия на год стала страной-председателем группы восьми ведущих индустриальных держав мира и главным вопросом этого года планирует сделать "энергетическую безопасность". Высшей точкой года должен стать июльский саммит, который пройдет среди белых ночей Санкт-Петербурга. В своем родном городе президент России Владимир Путин будет восседать во главе самого эксклюзивного собрания в мире. Кроме него, за столом будут сидеть лидеры Соединенных Штатов, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Италии и Японии.

Однако для своего года во главе клуба - как и для своей темы - Путин взял уж очень жесткий старт. В результате ценового спора российская государственная компания "Газпром" с 1 января прекратила поставки природного газа на Украину, и снижение объемов топлива, закачиваемого в трубопроводную сеть, которая тянется от России до самой Франции, почувствовала на себе вся Европа - во многих странах начались недопоставки. Спор разрешился в среду, после чего поставки были в основном восстановлены.

В четверг государственный секретарь Кондолиза Райс подвергла критике отключение газа, назвав его "очевидно политическим". Она заявила, что этим под вопрос поставлена правомерность председательства России в "Большой восьмерке" и ее роль в мировой экономике.

То, что Россия начала давить на Украину в тот самый день, когда приняла пост страны-председателя "Большой восьмерки", Райс назвала "нехорошим совпадением".

- Когда говоришь, что хочешь быть частью международной экономики и что хочешь быть ответственным игроком в рамках международной экономики, надо играть по ее правилам, - сказала она прессе на завтраке в Вашингтоне.

Подобным же образом отреагировали и власти стран Европейского Союза.

- Во многих столицах имело место, мягко говоря, удивление, - заявил представитель дипломатического корпуса ЕС, не имевший полномочий на то, чтобы говорить официально. - [От России] в первый день ее председательства ожидали совсем другого отношения к своим соседям и к Западу, особенно там, где речь заходит об энергоносителях - товаре, сделавшем Россию мировой державой.

Многие в Западной Европе восприняли деловую основу, которую подвел под этот спор "Газпром", как фиговый листик, которым компания пыталась прикрыть чисто политические действия - попытку наказать новое украинское правительство за политику, направленную на вступление в ЕС и НАТО.

Вступление России в "Большую восьмерку" воспринималось неоднозначно еще в 90-х годах, когда оно только состоялось, а недавно вопрос был снова поднят на поверхность, когда правительство засудило нефтяную компанию "ЮКОС" и приняло новые законы, усиливающие контроль государства над общественной деятельностью простых граждан.

- [В результате газовой ссоры] Путин забил гол в собственные ворота, - считает Маргот Лайт (Margot Light), специалист по России и почетный профессор Лондонской школы экономики (London School of Economics). - Она запятнала репутацию России и как страны-председателя "Большой восьмерки", и как надежного поставщика энергоносителей.

О том, что в России идет отход от демократических ценностей, говорят многие, и эти разговоры уже подвигли в том числе и некоторых депутатов Конгресса потребовать выкинуть Россию из "восьмерки". Правда, эти требования вряд ли будут удовлетворены.

- Исключение России [из "Большой восьмерки"] стало бы оскорблением невиданного масштаба, - написал в июне прошлого года, сразу после того, как основателя "ЮКОСа" Михаила Ходорковского отправили в тюрьму, Бобо Ло (Bobo Lo), автор книги "Владимир Путин и эволюция российской внешней политики" (Vladimir Putin and the Evolution of Russian Foreign Policy). - Это фактически означало бы то же самое, что объявить Москву мировым парией, непригодным более для участия в принятии мировых решений, и бросить ее загнивать на краю цивилизации.

Советник Путина по экономике Андрей Илларионов, который, разочаровавшись в нынешнем курсе, ушел из Кремля потому, что, по его выражению, Россия перестала быть демократической страной, заявил, что "совершенно уверен": сегодняшнюю Россию в состав "Большой восьмерки" никто никогда не пригласил бы.

Однако в других странах-членах этой организации многие политики до сих пор считают правильным то решение, в результате которого Россия в свое время и стала членом этой организации: лучше не связывать вопрос членства России в "восьмерке" с ее продвижением по демократическому пути, а работать с ней ради того, чем эта страна может стать в будущем. И для немалого числа людей в Западной Европе все усиливающиеся позиции России как ключевого поставщика энергоресурсов, с учетом огромных российских запасов нефти и газа, партнерство с ней становится неизбежным, как бы он ни относились к курсу, которым ведет страну Путин. Россия остается существенным фактором в решении огромного числа вопросов глобального масштаба - от ядерной программы Ирана до борьбы с терроризмом.

Пока что, считают некоторые аналитики, ссора с Украиной несколько умерила резкость Кремля. В продолжение спора, как сообщил нам уже упоминавшийся европейский дипломат, западные столицы поддерживали исключительно положительный тон и убеждали обе стороны продолжить переговоры, "однако негласно русским говорили что-то в таком духе, что, мол, довольно трудно понять, как это они именно таким образом начинают свою деятельность в среде мировых держав. Этот сигнал до них дошел очень быстро и заставил их призадуматься".

Впервые на встречу "Большой семерки" президента Советского Союза Михаила Горбачева пригласили еще в 1991 году. Тогда это был чисто символический жест, направленный на поддержку проводимой им реформы под названием "перестройка". Через несколько месяцев Советского Союза не стало, но группа продолжала приглашать на свои встречи нового президента России Бориса Ельцина. В 1997 году встреча в Денвере уже превратилась, по выражению ее председателя президента Билла Клинтона, в "саммит восьми". Расширение группы помогло примирить Россию с расширением НАТО на восток, когда в этот западный союз вошли несколько бывших членов организации Варшавского договора, военного блока, которым некогда командовал Советский Союз. А в 2002 году наступило событие, которое здесь считают дипломатическим прорывом - Россию выбрали хозяйкой саммита 2006 года.

- Россия показала потенциал, достаточный для того, чтобы играть полноправную и значительную роль в решении глобальных проблем, касающихся всех нас, - гласило совместное заявление лидеров "Большой восьмерки" по этому вопросу. - Это решение отражает выдающиеся экономические и демократические преобразования, через которые прошла Россия за последние несколько лет, в особенности под руководством президента Путина.

Сегодня оптимистический блеск того заявления несколько померк и уступил место более трезвым расчетам. Как говорит Клаус Зегберс (Klaus Segbers), преподаватель политологии в Свободном Берлинском университете (Free University of Berlin), "Западная Европа, в особенности Германия, в основном заинтересована в предсказуемости, надежности и стабильности".

В написании статьи участвовали корреспонденты Мэри Джордан (Mary Jordan, Лондон), Крейг Уитлок (Craig Whitlock, Берлин), Дэниел Уильямс (Daniel Williams, Рим), а также собственный корреспондент WP Гленн Кесслер (Glenn Kessler, Вашингтон).