Вчера США потребовали от России 'играть по правилам', если она хочет, чтобы ее считали надежным поставщиком энергоресурсов на мировой рынок
Озвучивая самое острое публичное критическое замечание администрации Буша по поводу решения Москвы прекратить с 1 января поставки газа Украине, госсекретарь США Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) заявила, что этот шаг был явно политически мотивированным. Она подчеркнула, что Россия совершила просчет - и как раз в тот день, когда она стала председателем Группы восьми промышленно развитых стран.
'Так играть нельзя, - сказала Райс репортерам, - играть надо по правилам'.
По ее словам, эта неделя была неудачной для России в том случае, если та твердо намерена демонстрировать свою готовность действовать как ответственный поставщик энергоресурсов.
Хотя заявление Райс было резким, Вашингтон явно намерен ограничить дипломатические последствия этого ценового газового спора, который был разрешен в среду. Он не хочет использовать эту возможность для того, чтобы предъявлять России длинный список озабоченностей США по поводу отхода президента Владимира Путина к авторитарным методам правления.
Однако для многих американцев, следящих за событиями в России, все более напористое и агрессивное поведение Москвы вызывает вопрос относительно правильности стратегии тесного взаимодействия администрации Буша с российскими властями.
'Это действительно решающее испытание для администрации Буша. Она дала большую слабину, предоставив русским возможность творить все что угодно в Средней Азии и бывших советских республиках, - заявил Роберт Бурстин (Robert Boorstin), старший вице-президент по вопросам национальной безопасности из аналитического Центра американского прогресса (Center for American Progress), - Россия стала большим белым пятном для Конди Райс, хотя она считается экспертом по этой стране'.
Газовый спор добавил аргументов для тех членов Конгресса (среди них сенатор Джон Маккейн [John McCain]), которые призывают к проведению более настойчивой политики в отношении России, в том числе, к ее исключению из 'большой восьмерки'.
Зейно Баран (Zeyno Baran), директор программ международной безопасности и энергетики из Никсоновского центра, заявила, что американская администрация постепенно отходит от тесного взаимодействия с Россией и занимает более жесткую позицию. По ее мнению, напряженность усиливается, поскольку обе стороны видят игру с нулевым результатом в своих попытках повлиять на исход выборов в Украине и Белоруссии, а также в своем военном соперничестве в Средней Азии. Баран заявила, что, по ее мнению, за прошедший год президент Джордж Буш и Кондолиза Райс постепенно меняли свои позитивные взгляды в отношении правительства Путина.
Аналитики также отмечают, что Бушу довольно трудно отойти от своих тесных личных взаимоотношений с российским лидером. 'США проводят политику по отношению к Путину, а не по отношению к России', - заявил Бурстин.
Однако отношения с Россией сохраняют важнейшее значение для США в связи с тем, что Вашингтон намерен и дальше уделять первостепенное внимание войне с террором и усилиям по предотвращению распространения оружия массового уничтожения.
'Был период, когда огромное внимание уделялось Северной Корее и Ирану, где русские с большей готовностью шли на сотрудничество, - говорит партнер юридической фирмы Akin Gump и бывший старший директор по вопросам России в Совете национальной безопасности Марк Медиш (Mark Medish), - нефтяной и газовый спор не может задавать тон в обстановке, когда у США есть крайне важные проблемы безопасности, которые она может решать только во взаимодействии с Россией. Мы меньше всего хотим, чтобы мелкие противоречия повредили нашим интересам обеспечения безопасности'.
Старший научный сотрудник Совета по международным отношениям Стивен Сестанович (Stephen Sestanovich), консультировавший бывшего президента Билла Клинтона по России, заявил, что год назад, на волне украинских выборов Буш признал, что не может игнорировать проблемы демократии в России.
'Мы видим накопление негатива в американо-российских отношениях, но не наблюдаем никакого реального позитива, - сказал он, - Путин поставил на повестку дня 'большой восьмерки' вопрос номер один - это вопрос о нем самом'.
____________________________________________________________
Потемкинский компромисс ("The Wall Street Journal", США)