Прекращение поставок российского природного газа на Украину, пусть кратковременное и быстро отмененное, вызывает серьезные сомнения в компетентности Владимира Путина как раз в тот момент, когда он делает для новой России заявку на статус мировой державы.
Он только что стал председателем Группы восьми промышленно развитых стран и вскоре будет председательствовать на ежегодном саммите политических и экономических грандов мира.
Если быть точным, то Россия незаслуженно является членом этой группы, поскольку не принадлежит к восьмерке ведущих экономик мира. Ее принятие в 'большую восьмерку' должно было стать стимулом для проведения дальнейших рыночных и политических реформ, а также явилось признанием статуса России как традиционно великой страны и крупной стратегической военной державы.
Попытки Путина наказать Украину за ее оранжевую революцию и стремление вступить в НАТО и ЕС выглядели достаточно логичными. Почему Москва должна по-прежнему позволять Киеву платить низкие цены за российские энергоресурсы, если украинцы враждебно настроены к России и ищут новые альянсы на Западе?
Оранжевую революцию в значительной степени продвигали, финансировали и поддерживали в политическом плане американские неправительственные организации, многие из которых напрямую или опосредованно связаны с государственной властью США. То же самое можно сказать и об избрании два года назад в Грузии нового прозападного и антироссийского правительства.
Россия до сих пор ворчит по поводу цветных революций, но не делает из этого большой проблемы, что само по себе удивительно. Можно ли представить себе, что администрация Буша или Конгресс будут терпеливо наблюдать за тем, как организации из России, порой получающие прямую поддержку от российского государства, открывают представительства в Вашингтоне, чтобы обучать и финансировать те американские объединения, которые жаждут разгромить республиканцев на предстоящих выборах в Конгресс и на президентских выборах (либо реформировать то, что они резонно могут назвать авторитарной американской плутократией)?
Это даже смешно. Поражает то, что Путин до прошлого года выжидал, не нападая на действующие в Москве западные неправительственные организации, которые работали над тем, чтобы изменить направление движения все более авторитарного государства, которое российский президент создает у себя в стране. До последнего времени запрет независимых информационных и аналитических программ в России, а также давление на радио и прессу вызывали озабоченность западных стран. Однако Запад относился к этому терпимо, ожидая (или надеясь) на то, что это явление временное.
Наступление правительства Путина на российских олигархов вызвало негодование на страницах Wall Street Journal, однако мало кого еще взволновало на Западе. Довольно логично будет предположить, что Путин и назначенные им на высокие посты люди (многие из которых в свое время были коллегами президента по службе в разведорганах) пытаются сформировать политически подотчетную и 'патриотическую' власть в стране, которую во времена Бориса Ельцина беззастенчиво грабили жадные олигархи, а также ликвидировать угрозу проникновения международного криминала в российское государство и его экономику. Путин вырывает страну из рук олигархов.
Но что же будет дальше? Усиление диктаторских тенденций и подавление споров, ведущее к фальсификации результатов выборов? Многие думали, что Путин слишком интеллигентен, чтобы пойти на такое. Но сейчас возникают сомнения относительно его тактического чутья и понимания внешнего мира. Похоже, он уверовал в то, что сможет перекрывать поставки газа из Центральной Азии и прекращать экспорт на Украину, не вызывая при этом возмущенной реакции Запада и США. Ведь давление в трубопроводе и объем газа, доходящего до крупнейших западноевропейских потребителей, снизились практически на четверть.
Видимо он не рассчитывал на то, что и Украина, подобно России, будет оказывать влияние на количество газа, поставляемого в Европу, настраивая тем самым западные страны против Москвы. Его действия могут иметь разрушительные последствия для репутации 'Газпрома' как надежного и коммерчески честного партнера (как раз в тот момент, когда компания рассчитывает на приход западных инвесторов).
Его поступки будут также иметь и серьезные политические последствия. Политический контекст существовал с самого начала реализации проектов по строительству трубопроводов для снабжения Западной Европы российскими энергоресурсами. Он существовал и во времена холодной войны, когда многие на Западе предупреждали, что Европе следует с особой осторожностью подходить к той степени зависимости от российских энергоресурсов, которую она может себе позволить.
Советское правительство того времени утверждало, что топливо будет поставляться вне зависимости от складывающегося политического климата и от споров между Западом и Москвой.
Теперь становится ясно, что это неправда. Есть рыночный аргумент, который я сам приводил в связи с поставками нефти с Ближнего Востока. Он гласит, что производители энергоресурсов должны продавать их на тех рынках, которые готовы покупать.
Природный газ в тех количествах, в которых его добывает Россия, для нее самой бесполезен, если его нельзя продать. Не нужно оккупировать Ирак или Саудовскую Аравию, чтобы получить их нефть. Дешевле и значительно удобнее купить ее. Чтобы нефть имела свою цену и ценность для этих стран, они должны ее продавать. В связи с этим политически мотивированные бойкоты производителей наносят вред им самим. С появлением на рынке Китая с его ненасытным аппетитом и жаждой получения энергоносителей данный аргумент временно теряет часть своей силы и основательности, поскольку большинство западных стран с пренебрежением относится к разработке собственных источников энергии и их диверсификации.
Ни один из клиентов 'Газпрома' не забудет произошедшего на прошлой неделе. Но для Владимира Путина сейчас более важно другое. Все эти западноевропейские клиенты взяли на заметку то, что российские поставки газа не являются абсолютно гарантированными. Им сопутствуют угрозы.