Sunday, January 8, 2006; Page F02
2005 год напомнил миру, что происходит, когда спрос на энергоносители выравнивается с объемом добычи, или превышает его: цены резко идут вверх. На прошлой же неделе мы столкнулись с другой опасностью, которой чревато превышение спроса над предложением - энергетическим шантажом.
Этот урок преподал нам российский президент Владимир Путин, прервав в первый день нового года поставки газа на Украину. Путин объяснил это решение как необходимую временную меру, призванную заставить соседнюю страну, которая долгое время получала это сырье по сильно заниженным льготным тарифам, расплачиваться за него по рыночным ценам. Однако в других странах прекращение поставок было воспринято как очередная грубая попытка российского президента 'покарать' бывшую советскую республику, повернувшуюся к Кремлю спиной, используя энергоносители в качестве 'оружия'.
К несчастью для Путина, немалая часть газа, предназначенного для Западной Европы, транспортируется по тому же трубопроводу, что и сырье, поставляемое Украине. В результате, проснувшись новогодним утром, европейцы обнаружили, что их поставки также сократились на целых 40%. Из-за поднявшейся волны протестов Путин, чтобы 'сохранить лицо', был вынужден спешно заключить с Украиной компромиссную сделку о возобновлении поставок в обмен на частичное повышение расценок.
Тем не менее, во всей этой истории именно его следует считать 'проигравшим', ведь он лишь подтвердил свою репутацию авторитарного 'грубияна', не способного ни смириться с распадом советской империи, ни воспринять принцип верховенства закона. 'Украинский гамбит' Путина не только не укрепил репутацию России в качестве надежного поставщика энергоносителей, но и напомнил европейским потребителям этого сырья о необходимости 'подстраховаться' за счет альтернативных источников поставок.
Еще до новогоднего скандала Путин пытался оказать давление на Польшу и прибалтийские государства, 'пробивая' крайне дорогостоящий и опасный в экологическом плане проект прокладки нового трубопровода по дну Балтийского моря, в обход их территории, лишая тем самым эти страны немалых доходов от платежей за транзит. Кроме того, хотя идею о привлечении бывшего германского канцлера Герхарда Шредера на пост председателя наблюдательного совета компании по строительству трубопровода и можно расценить как хитроумный ход, в Германии это вызвало негативную реакцию, где согласие Шредера восприняли как недостойную попытку извлечь личную выгоду из одобренного им проекта.
Россия, конечно, не единственное государство, которое рассматривает энергоносители как геополитический инструмент. Богатая нефтью Венесуэла громогласно заявляет, что продукция ее государственной нефтяной компании будет использоваться для вознаграждения соседних стран, которые присоединятся к Каракасу в его противостоянии Соединенным Штатам. Что же касается Китая, то Пекин, после прошлогодней неудачной попытки приобрести американскую нефтяную компанию 'Unocal', стремится обеспечить свои гигантские потребности в энергоносителях не за счет закупок на свободном рынке, а путем заключения долгосрочных контрактов о поставках, создания совместных предприятий и реализации проектов по прокладке трубопроводов.
Тем временем, энергоносители продолжают дорожать. В конце прошлой неделе фьючерсные нефтяные сделки заключались по 64 с лишним доллара за баррель: таким образом, с рождества цены подскочили на 10%.