Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лицемерие Запада: Путин просто играет по нашим правилам

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Председательство России в 'большой восьмерке' началось с громкого скандала. 1 января, едва 'приняв дела' от Тони Блэра, возглавлявшего эту группу в прошлом году, Владимир Путин прервал поставки газа на Украину из-за споров о ценах на это сырье

Газовый спор России с Украиной - предвестник будущих конфликтов из-за дефицита энергоносителей

Председательство России в 'большой восьмерке' началось с громкого скандала. 1 января, едва 'приняв дела' от Тони Блэра, возглавлявшего эту группу в прошлом году, Владимир Путин прервал поставки газа на Украину из-за споров о ценах на это сырье.

За это Путина не осудил разве что ленивый. Обозреватели соперничали в том, кто подберет самое хлесткое определение для этой 'игры мускулами' в худших советских традициях. Конечно, давление России на Украину в стремлении 'наказать' Киев за прошлогоднюю 'оранжевую революцию', когда соседняя страна осмелилась пойти наперекор воле Кремля - факт вопиющий. Да и аргументы Путина о том, что он просто предлагает украинцам расплачиваться за газ по рыночной цене, носят явно надуманный характер. Беларусь - государство-клиент Москвы - по-прежнему получает газ по весьма заниженному льготному тарифу в 50 долларов (28 фунтов) за тысячу кубометров, а повышение расценок для прибалтийских государств и Молдовы осуществлялось поэтапно (такая же система теперь будет введена и для Украины в соответствии с соглашением, которое все же заключили Москва и Киев). Несомненно, в действиях Путина присутствовал элемент агрессивности, стремление показать - не смейте мне перечить!

Но и Запад, в ужасе заламывая руки, явно лицемерил. Подтекст всех возмущенных заявлений можно сформулировать так: мы - Британия, Франция, США - никогда не 'вознаграждаем' дружественнее нам страны, и не 'караем' тех, кто проявил непослушание. Однако, как отметил на прошлой неделе Пол Робинсон (Paul Robinson) на страницах журнала 'Spectator', Египет считается союзником Запада на Ближнем Востоке и получает щедрую финансовую помощь, а отношение к Сирии, которая не ходит в друзьях у Вашингтона, выглядит совершенно иначе. 'Несомненно, путинская политика представляет собой весьма грубое отстаивание национальных интересов, она проводится в одностороннем порядке и практически без учета точки зрения международного сообщества. Однако по сути она мало отличается от политики других государств, в том числе Британии. Более того, элементом этого курса является переход на рыночные рельсы в энергетической политике, что полностью соответствует требованиям, которые европейские страны уже несколько лет предъявляют России', - пишет он.

Вот именно. Если Путин решил, что давление позволит его стране завоевать влияние на мировой арене, кто может бросить в него камень? Другие государства действуют точно так же. А если учесть, что после распада СССР в 1991 г. адепты неолиберальной политики со всего мира буквально дневали и ночевали в Москве, настаивая, что именно неограниченная свобода рынка позволит России решить все проблемы, то Путин, должно быть, посмеивался про себя, говоря: 'Какие ко мне претензии? Я всего лишь следую законам рынка'.

В данном случае аргумент о требованиях рынка нельзя сбрасывать со счетов. Высокие мировые цены на энергоносителями связаны с большим спросом и вполне оправданными опасениями насчет возникновения дефицита поставок в краткосрочной и среднесрочной перспективе. То, что россияне продают газ по льготным ценам - не просто абсурдное, но и экологически вредное расточительство. Учитывая всеобщую озабоченность глобальным потеплением, идея о том, что Украина должна получать газ по ценам в пять раз ниже европейских и в восемь раз ниже американских, с экономической точки зрения выглядит просто безумием.

Уязвимость

Случилось так, что конфликт, разразившийся на прошлой неделе, удалось быстро разрешить. Опасения о том, что он отразится на объеме поставок в страны Евросоюза, оказались беспочвенными, по крайней мере на этот раз. Проблема Европы связана с тем, что четверть потребляемого газа она получает из России, причем в самом уязвимом положении оказались Венгрия, Австрия и Чешская Республика, поскольку большая часть этого сырья поступает к ним через трубопровод, проходящий по территории Украины. Так что когда Россия сократила поставки на тот объем, который обычно получает эта страна, ничто не мешало украинцам выкачивать газ для собственных нужд из экспортной 'трубы', обделяя тем самым европейцев.

Впрочем, этот дефицит ни в коем случае не приобрел бы серьезных масштабов. Россия впервые заняла председательское кресло в 'большой восьмерке' - клубе, членом которого она по идее вообще не должна была стать. Она не имеет такого значения для мировой экономики, как Китай, Индия или Бразилия, да и с точки зрения политической демократии ей похвастаться нечем. Единственная причина, благодаря которой Россия входит в 'восьмерку', заключается в том, что она обладает крупнейшими в мире запасами природного газа, поэтому Путин немедленно развеял опасения европейцев, что его спор с соседней страной может отразиться на их снабжении энергоносителями. Как бы он ни наслаждался ролью 'крутого парня', российскому президенту хватает здравомыслия, чтобы не оттолкнуть от себя коллег по 'восьмерке' в столь грубой манере.

Так или иначе, Путин сказал свое слово, и 'восьмерка' должна усвоить урок. В связи с недавним конфликтом не вызывает сомнений хотя бы тот факт, что в этом году ее повестка дня изменится до неузнаваемости. По мнению Тони Блэра и Гордона Брауна [Gordon Brown - министр финансов и 'второе лицо' в Лейбористской партии - прим. пер.], здесь должна сохраняться определенная преемственность с периодом председательства Великобритании, когда основной упор делался на проблемы Африки, но Путина куда больше интересует энергетическая безопасность. Учитывая, что цены на нефть превышают 60 долларов за баррель, а запасы ископаемого топлива в основном сосредоточены в регионах мира, где царит политическая нестабильность, можно предположить, что Британии будет непросто сохранить за проблемами развивающихся стран одно из приоритетных мест в повестке дня.

Если же действия Путина вынудят Блэра и Брауна обратить внимание на полный идиотизм политики правительства в вопросах энергетики и климатических изменений, это тоже будет совсем неплохо. Новогодним 'сюрпризом' лейбористского правительства стало сообщение о том, что оно планирует дать 'зеленый свет' строительству третьей взлетной полосы в аэропорту Хитроу; это решение представляется оправданным лишь для тех, кто считает экономический рост более важным фактором, чем изменение климата. Создав условия, способствующие глобальному потеплению, правительство полагает, что сможет исправить дело строительством новых атомных электростанций, сократив тем самым потребление ископаемого топлива.

Беспокойство

Учитывая крайнюю неэффективность энергопотребления в Великобритании, властям было бы лучше обратиться к опыту Калифорнии - жесткие правила, действующие в этом штате, весьма способствуют энергосбережению. В прошлом году, выступая на одной конференции, уполномоченный штата по вопросам энергетики Артур Розенфелд (Arthur Rosenfeld) отметил, что за последние 25 лет Калифорния смогла избежать пятидесятипроцентного роста потребления электроэнергии - а это эквивалентно сокращению числа автомобилей на 12 миллионов.

Неудивительно, что в парламенте и за его стенами энергетическая политика британского правительства вызывает все больше беспокойства. Парламентарий-лейборист Колин Чэллен (Colin Challen) даже внес законопроект об использовании метода 'сокращения и уравнивания' в борьбе с глобальным потеплением. Вряд ли стоит рассчитывать, что правительство поддержит этот билль, а зря! 'С и У' предусматривает снижение выбросов парниковых газов до приемлемого уровня за несколько десятилетий и одновременно создание единых для всех стран мира правил в отношении загрязнения окружающей среды. Законопроект представляет собой самую простую, эффективную и реалистичную из существующих на сегодняшний день идей, действительно позволяющую решить проблему климатических изменений.

Вместо этого мы лихорадочно ищем 'быстродействующие' рецепты - призываем страны ОПЕК увеличить добычу нефти, строим новые АЭС, оккупируем Ирак - в надежде, что существует некая панацея, способная решить проблему постоянно растущего спроса и ограниченного предложения на рынке энергоносителей. Но такой панацеи просто нет. Если мы не осознаем, что 'праздник' окончен, и времена дешевой нефти и газа безвозвратно канули в Лету, столкновение России с Украиной войдет в историю лишь как предвестник более масштабных и острых конфликтов из-за энергоресурсов.