Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ограниченно годная

Редакционная статья - Россия и Большая Восьмерка

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Агрессивное поведение по отношению к Украине, которым Россия сразу же с начала года ознаменовала свое председательство в группе важнейших индустриальных государств, вызывает новые сомнения в том, может ли Москва быть членом Большой Восьмерки

Ведущие индустриальные государства, называемые с момента принятия в их состав еще во времена Ельцина России Большой Восьмеркой, образуют неоднородную группу, включающую азиатские, американские и европейские компоненты. Но все ее члены разделяют основополагающие ценности. К ним, без сомнения, относится стремление к свободной торговле, к свободной конкуренции, к созданию демократичного общества на рыночной основе, даже если реальность выглядит иначе.

Тем не менее, в случае с Россией возникает принципиальный вопрос: а отвечает ли эта огромная страна, которая в последние годы достигла благодаря своему сырьевому богатству удивительного экономического прогресса и которая хочет снова стать мировой державой, этому кодексу ценностей? Хочет ли вообще этого сама Россия? В конце концов, доля государства в экономике там самая высокая среди членов Большой Восьмерки, и тенденция - нарастающая. Да, российское руководство, делающее ставку на роль страны как поставщика стратегического сырья, считает экономический дирижизм, сопровождающийся растущим дефицитом демократии, предпосылкой для продвижения на ведущие позиции в мировой экономике.

Агрессивное поведение по отношению к Украине, которым Россия сразу же с начала года ознаменовала свое председательство в группе важнейших индустриальных государств, вызывает новые сомнения в том, может ли Москва быть членом Большой Восьмерки. Россия, сумевшая прошмыгнуть на эту ведущую роль досрочно только благодаря бывшему канцлеру Германии Герхарду Шредеру (Gerhard Schroeder), отказавшемуся от президентства Германии, предусмотривавшегося для нее на этот год регламентом, в пользу своего друга Путина, повергла соседа, Украину, и Европейский Союз из-за российско-украинского газового спора в серьезный, пусть и краткосрочный, энергетический кризис. И именно на начальном этапе своего президентства, которое должно проходить под знаком энергетической безопасности, Москва нанесла ущерб своей репутации как солидного, надежного и предсказуемого поставщика газа. И даже американский государственный секретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) назвала 'иронией судьбы и не очень хорошим' то, что Россия именно сейчас прекратила поставки на Украину и в Молдавию. Поведение Москвы в этом экономическом вопросе было, по ее словам, 'очевидно, политически мотивированным'. Нет сомнений, что стояла задача наказать за измену 'оранжевых революционеров', которые, разумеется, не являются лишь безвинными жертвами. Одновременно 'Газпром' - рука российского руководства - протянул свои руки к украинским газопроводам, но пока своей цели не достиг.

Даже если в итоге все же удалось достичь российско-украинского соглашения, должного гарантировать 'стабильные условия для снабжения европейских потребителей российским газом на долгие годы' (слова Путина), то произошло это, не в последнюю очередь, благодаря упорству украинцев, разыгравших свой единственный козырь. Он заключается во владении транспортным трубопроводом, с помощью которого они контролируют значительную часть российского газового потока, идущего в Европу. Но это заставляет делать вывод, что с Россией, обретающей все большую уверенность, не стесняющейся использовать свою монопольную позицию не только для определения цен, но и для достижения политических целей, нужно разговаривать на равных. И для этого необходимы сильные аргументы, такие, как транзитные трубопроводы. Для европейцев из этого следует, что они, наконец, должны договориться о единой энергетической политике, в рамках которой еще раз необходимо продумать отдельные вопросы, связанные с Балтийским трубопроводом. Поскольку только сообща европейцы смогут создать противовес той монопольной позиции, которую обрела Россия, так как Европа, несмотря на самые разные идеи диверсификации, будет долгие годы находиться в зависимости от газа с Востока. Но зависимость эта все же взаимная: 90 процентов российского 'голубого потока' идет в Западную Европу, то есть Москва в финансовом отношении зависит от Запада. Поэтому потребители, если они будут выступать единым фронтом, смогут добиваться более выгодных и стабильных условий поставок и транспортировки.

Между тем, вечных гарантий не может быть и в данном случае. Россия хочет в будущем направлять в другом направлении, в сторону Востока, не только нефть, но и газ. Летом - это задача, намеченная Путиным, - начинается строительство газопровода из Восточной Сибири к Тихому океану, который должен позволить осваивать восточно-азиатский регион. Соединение его с трубопроводной сетью в европейской части рождает совершенно новые мечты: Москва смогла бы направлять потоки в зависимости от ситуации с ценами и своих интересов. ЕС в связи с этим необходима не только гибкость, но и стойкость в достижении своих целей. Он должен избавиться от любого лицемерия. Сделать это можно на саммитах Большой Восьмерки.

____________________________________________________________

Россия - безбилетник в "Большой восьмерке" ("The Wall Street Journal", США)

Невеселая смена лидера в "Большой восьмерке" ("The Wall Street Journal", США)