Газовый украинско-российский конфликт, несмотря на его резонансность, все же один из фрагментов энергетической экспансии России, ведущейся на разных фронтах, в разных странах. Чтобы не проиграть, важно иметь максимально полное представление о том, что происходит, видеть всю панораму событий, понимать причинно-следственные связи и технологию действий российской власти и энергетических монополий.
Случившееся в декабре-январе в украинско-российских отношениях, на самом деле, было запрограммировано "Энергетической стратегией России до 2020 года" еще три года назад.
То, что на этот документ не обращала должного внимания старая власть - понятно. Следование в фарватере российской политики и дешевые энергоносители делали излишними движения мысли власть придержащих.
Но то, что новые власть имущие в Украине, декларировавшие стратегичность своих подходов, не удосужились сделать анализ - непрофессионально, непростительно и даже преступно. Очевидно, сработал украинский стереотип, что стратегии - это дань бюрократической моде, пишутся они для "галочки", для того, чтобы о них забыть на следующий день после утверждения.
Еще на этапе доработки предварительно утвержденного проекта Энергетической стратегии, РФ начала достаточно активно претворять ее в жизнь. Мало кто обратил внимание на то, что с 1 января 2003 года российская нефтетранспортная монополия "Транснефть" "высушила" латвийский нефтепровод и терминал в Вентспилсе. Мотив - россияне хотели получить незамерзающий терминал в свою собственность за . . . $1!
Когда Рига не согласилась с такой постановкой вопроса, "АК "Транснефть" прекратила транспортировку нефти на Вентспилс, напрочь проигнорировав Европейскую Энергетическую Хартию. С тех пор вот уже три года латвийское направление находится в блокаде. Но это было со страной, которую Россия классифицирует, как враждебную ей.
Однако, через год, в январе 2004-го, поставки газа были перекрыты для страны, которую никак не назовешь враждебной России.
Белоруссия испытала на себе приступ "братской любви" со стороны соседа. Мотив - тот же, что и в случае с Латвией - российскому "Газпрому" нужны белорусские трубы.
Проблемы с газоснабжением испытала тогда не только Белоруссия, но и Польша. На это обратили внимание в Брюсселе. Но Польша еще не была в ЕС, у власти было левое правительство и президент, во многом настроенные лояльно к России, не поднимавшие излишнего шума на сей счет.
Москве все сошло с рук. Более того, не сразу, но в течение почти двух лет Москва добилась своего. "Газпрому" передали в долгосрочную аренду землю, по которой проходит белорусский участок газопровода Ямал-Европа. Кроме того, в 2006-ом году "Газпром" получит в собственность 50% акций "Белтрансгаза" через создание совместного предприятия по управлению белорусской газотранспортной системой.
Следующим индикатором агрессивной энергетической политики России стали сентябрьские высказывания Путина о "несправедливо низких ценах" на российскую нефть на европейском рынке. Развивая мысль своего президента, нефтяные олигархи начали выступать с заявлениями типа "Европа перекормлена российской нефтью" (Вайншток), или "мы проследим, чтобы Европа больше не получала чрезмерного количества российской нефти" (Алекперов).
Восточные проекты экспорта нефти в Азиатско-Тихоокеанский регион преследуют, среди прочего, цель создания искусственного дефицита нефти на европейских рынках для эскалации цены на российскую экспортную смесь.
Проявления российской энергетической политики - это блокирование доступа казахстанской национальной нефтегазовой компании "КазМунайГаз" к нефтеперебатывающим и перевалочным мощностям "Мажейкю Нафта" в Литве, торможение развития международных проектов Каспийского трубопроводного консорциума и нефтепровода Одесса - Броды для поставок каспийской нефти на европейский рынок, попытки пересмотра газовых цен для Болгарии, Молдовы, Грузии, Румынии, Турции.
В настоящее время, кулуарным образом, минуя процедуры публичного и транспарентного конкурса, через коррупционные связи, россияне пытаются перекупить 49% акций нефтетранспортной системы Словацкой Республики.
Таким образом, эти, на первый взгляд, разрозненные действия России на энергетическом рынке того или иного государства, на самом деле имеют довольно четкую и последовательную систему действий стратегического характера.
Она достаточно прозрачно описана в Энергетической Стратегии РФ:
"В течение ближайших лет экспорт энергоресурсов останется ключевым фактором как для развития национальной экономики, так и для экономического и политического положения России в мировом сообществе. < . . .>
Исходя из сформулированных выше целей внешней энергетической политики, международная деятельность России в сфере энергетики будет осуществляться по следующим основным направлениям:
закрепление присутствия на внутренних энергетических рынках зарубежных государств, совладение сбытовой сетью энергоресурсов и объектами энергетической инфраструктуры в этих странах; < . . .>
Твердые позиции России на мировых энергетических рынках позволят не только обеспечить стабильный доход от экспорта продукции ТЭК, но и существенно укрепить экономические и политические позиции страны в мире." < . . .> (выделено автором)
Газовый шантаж заставляет Украину и Евросоюз посмотреть другими глазами на российские энергоресурсы. В Брюсселе должны принять во внимание то, что экспорт энергоресурсов из России идет с "политической нагрузкой Кремля". Она направлена на восстановление status quo ante России в виде "энергетической империи".
Не все еще понимают, что в том случае, если России удастся ее создать, на востоке от Европейского Союза образуется энерготранзитный регион, лишенный субъектности, с центром принятия решений в Москве.
Такое положение будет представлять угрозу энергетической безопасности ЕС и особенно для стран Центральной Европы и Балтии. На сегодня это уже серьезная проблема для стран Центральноазиатского региона, поскольку Россия фактически замыкает исключительно на свою трубопроводную инфраструктуру поставку энергоресурсов из региона.
Так уже произошло с газом. То же самое Россия пытается сейчас сделать с казахстанской нефтью. Кремль усиливает позиции энергетических и транспортных монополий, рассматривая их как экономический механизм восстановления и закрепления своего политического влияния на восточную периферию расширенного ЕС, СНГ и Центральноазиатский регион.
Весьма показательным является фрагмент послания 2004 года к Федеральному Собранию президента Путина: "Обращаю внимание, что ориентиром для принятия необходимых решений должна быть реализация общегосударственных задач, а не интересы отдельных компаний." Таким образом, российские компании, не зависимо от того, являются они государственными или частными, играют по правилам Кремля.
Кроме "политической нагрузки" вместе с энергоресурсами идет экспорт коррупции, непрозрачных методов ведения бизнеса, теневых финансовых трансферов.
Примеров достаточно. Строительство экономически малоэффективного и капиталоемкого газопровода "Голубой поток" из России в Турцию по дну Черного моря, привел к коррупционному скандалу в правительстве Турции в 2001-ом году.
Тогда уголовные дела были возбуждены в отношении 15 лиц, в том числе министра энергетики и природных ресурсов Эрсюмера, чиновников различных министерств, государственной нефтегазовой компании "Боташ" и бизнесменов.
В 2004-2005 г.г. Польшу сотрясала "афера "Орлена", связанная с незаконными попытками России с помощью спецслужб через коррупционные схемы приобрести активы польской нефтепереработки, укрепить позиции посреднических структур, монополизировавших поставки нефти в Польшу.
Бывший руководитель польской разведки Семятковский еще в 2004 году дал оценку действий российских компаний в нефтяном секторе Польши: "Мы имеем дело с попыткой реставрации российской империи экономическими средствами по принципу "вчера танки, сегодня нефть".
Очередной коррупционный скандал разворачивается в Германии в связи с проектом Северо-Европейского газопровода - аналога черноморского "Голубого потока".
"Политик, который еще недавно руководил крупнейшим государством Европы, идет работать в фирму, являющуюся собственностью государства вовсе не союзнического, а многими союзниками Германии признаваемого опасным", - такую оценку дает польский журнал "Впрост" бывшему немецкому канцлеру Шредеру, возглавившему проект.
Известный шахматист Каспаров, представляющий российскую оппозицию, считает, что Шредер не понимает, что он ввязывается в мафиозные структуры. Этого добивался Путин, потому что теперь он может спокойно показать пальцем на Запад и сказать: "они такие же коррумпированные, как и мы".
Пожалуй, единственными, кто до сих пор дает адекватную оценку действиям России, являются США. Политическую составляющую в действиях российских нефтяных компаний отметил в своем докладе перед сенатским комитетом 9 марта 2004 года бывший глава ЦРУ Теннет: " . . .Москва стала более настойчивой в своем поведении с соседями из бывшего СССР, такими, как Грузия, Украина и Молдова... Российские компании, исходя из коммерческих мотивов, но соответственно линии Кремля, увеличивают свое присутствие в соседних странах, в особенности в энергетическом секторе".
Технология работы россиян по продвижению своих проектов на зарубежных энергетических рынках выглядит примерно следующим образом.
Вначале ведется детальная разведка, изучаются персоналии, организуются группы и каналы лоббирования, затем идет предложение проекта при дипломатической поддержке. Организуется бизнес-схема с учетом индивидуальных интересов лиц, ответственных за принятие необходимых решений. Создается сеть фирм-"прокладок", посреднических структур.
Включается политический уровень, проводится массированная информационная поддержка, создается политическая "крыша" и видимость соответствия проекта "национальным интересам" той или иной страны. Для доводки схемы используется стандартный "русский коктейль": политический прессинг, коррупция, шантаж, криминалитет в соответствующей пропорции "под патронатом" спецслужб.
Отличительная черта - выход на уровень высших государственных лиц, принимающих ответственные политические и экономические решения с предложением им схемы учета их интересов, то есть, "предложений, от которых невозможно отказаться".
Официальными и неофициальными каналами организуются формальные и неформальные встречи бизнесменов, телефонные переговоры с политическими и государственными деятелями с целью склонения их к принятию необходимых для успеха проекта решений и последующих действий.
Так что, то, что мы видим сейчас - лишь вершина айсберга, внешние проявления технологии энергетической экспансии.
Это старая советская технология, модернизированная путинским истеблишментом. Она была отработана еще во времена знаменитой советско-германской сделки "газ в обмен на трубы" 1980 года.
Особенно эффективные результаты эта технология стала давать на постсоветском пространстве. Причина - тотальная коррупция, независимо от политической окраски элит, приходящих к власти. Коррумпированность облегчает достижение результата.
При реализации долгосрочных проектов создается политически диверсифицированная система обеспечения интересов, чтобы минимизировать возможный ущерб в случае смены политических партий у власти.
Поэтому фирмы-посредники, фигурирующие в тех или иных странах в энергетических сделках, являются больше чем просто посредниками. Они - механизмы учета различных интересов, теневого перераспределения получаемых доходов, скрытого финансирования различных политических партий, фондов, отдельных политиков.
С большой степенью вероятности можно сказать, что подписанное 4 января в Москве "Соглашение об урегулировании отношений в газовой промышленности" является продуктом подобных технологий.
Наличие фирмы-посредника указывает на это.
Второе, это то, что велась закулисная обработка украинской стороны в целом. Еще 4 января на российской "Lenta.ru" появилось предположение, почему украинская сторона сдала свои выигрышные позиции: " . . . Представители "Газпрома" обладали некоторой информацией относительно переговорщиков из "Нафтогаза", которая позволила им так хорошо управлять ситуацией".
Третье, это, собственно говоря, некоторые детали соглашения.
Как известно, дьявол кроется в малоприметных деталях. Например, Статья 3 соглашения предполагает создание совместного предприятия, "уставный капитал которого будет сформирован путем внесения денежных средств и других активов". Не исключено, что "другими активами" станет газотранспортная система Украины, естественно, не в прямом виде, а соответственно, юридически безукоризненно упакованная в создаваемое СП.
Далее через систему кредитования бизнеса со стороны банка, опосредованно контролируемого или связанного с "Газпромом", СП делается банкротом.
Это несложно, если покупать газ по $230, а продавать по $95. В один прекрасный момент банк потребует от СП вернуть кредиты. Погашение произойдет за счет "других активов". Это всего лишь один из возможных вариантов.
Очевидно, что парламентское рассмотрение данного соглашения является необходимым, но отнюдь не достаточным для того, чтобы выяснить, почему стало возможным его подписание украинской стороной.
Можно отправить в отставку правительство или ряд министров. Но где гарантия, что пришедшие им на смену не станут объектами разработки по вышеприведенной технологии?
Важно другое - создать систему блокирования и нейтрализации тех интересов российских энергетических монополий в Украине, которые идут вразрез с экономическими интересами страны, представляют угрозу национальной безопасности.
Смена власти, как видим из произошедших событий, не разрушила систему лоббирования интересов российских монополий. "Газпрома", прежде всего. Более того, очевидно, что система трансформировалась под новую власть, одновременно адаптируя (а точнее - коррумпируя) украинскую власть под решение взаимосвязанных стратегических задач России.
А они таковы - монополия по овладению важнейшей в Европе газотранзитной инфраструктурой и сохранение вассального статуса Украины.
Итак, не исключено, что потеря газотранспортной системы будет по своим последствиям более ощутимой, чем сдача ядерного оружия в 1994 году.
Михаил Гончар, консультант секретаря СНБОУ в 1996 - 2000 г. г.