Соединенным Штатам и России в значительной мере мешает негативный образ, сложившийся о них за рубежом. Джордж Буш (George W. Bush) и Владимир Путин решили не скупиться, чтобы соответственно подретушировать его.
Они великие, сильные, могущественные и хотят, чтобы все их любили, хотя постоянно действуют в мировой политике, словно известный слон в посудной лавке: гипердержава США и Россия, снова желающая стать сверхдержавой. Правда, имидж обоих гигантов в мире не самый лучший.
Два руководителя, президенты Джордж Буш и Владимир Путин, чувствуют, будто их политику и их страны неправильно понимают. Поэтому Белый дом и Кремль разрабатывают рекламные кампании, чтобы подправить репутацию США и России в мире. И они, чтобы приукрасить свой образ, не собираются скупиться.
Еще в 2002 году тогдашний ближайший помощник президента Карен Хьюз (Karen Hughes) уговаривала своего шефа создать агентство, которое занялось бы исключительно поддержанием имиджа США за рубежом. Это 'бюро глобальных коммуникаций', разумеется, так никогда и не появилось, хотя имидж США со времени войны в Ираке в 2003 году сильно упал (всегда в данном случае вспоминают Гуантанамо, пытки со стороны военнослужащих, секретные тюрьмы ЦРУ). Тем временем, Карен Хьюз стала заместителем государственного секретаря США и у нее специальная задача заботиться об улучшении имиджа Америки.
Хьюз собирается с помощью агрессивных действий (быстрая реакция на ложные представления), активного обмена (ведущими представителями общественности), воспитания (граждане США должны больше интересоваться заграницей) и наделения полномочиями (официальных представителей наступательно представлять позиции США) добиться, чтобы США снова стали 'сияющим городом на холме'.
Министерство обороны США подходит к делу в тактическом плане менее изощренно. По информации его официального представителя Лоуренса Дирита (Lawrence DiRita), Пентагон собирается израсходовать, начиная с середины декабря прошлого года, 300 миллионов долларов США для восстановления подмоченной репутации США. В электронных и печатных средствах массовой информации должны соответственно размещаться статьи, объявления, реклама: 'Тем самым будет оказываться противодействие тенденции, когда по всему миру распространяются ложные, неточные и вредные для США сведения о войне против терроризма', - пояснил Дирита. Кампанией, проводимой Пентагоном, должны руководить эксперты по психологической войне.
Кремль считает, что хорошо знает виновников недружественного образа России за рубежом (обычно в этой связи говорят о государстве КГБ, произволе органов юстиции, коррупции, мафии, олигархическом чванстве и массовой нищете): это - иностранные корреспонденты. 'Что нам необходимо, - разъяснял специальный посланник Путина Сергей Ястржембский, - так это журналисты, работающие у нас и видящие не только темные стороны России'.
Иностранные журналисты сообщают, что российские органы власти настроены к ним в принципе враждебно. Кремль рассматривает западных корреспондентов прежде всего как рупор немногих либеральных оппозиционеров, которые еще осмеливаются что-то говорить.
Но уже готовится ответный удар. Задача распространять круглые сутки по всему миру информацию о России под руководством государственного информационного агентства 'Новости' (так в тексте. - Прим пер.) поставлена перед англоязычным телеканалом. На телеканал "Russia Today" работают якобы 300 журналистов. На рынке уже появился англоязычный журнал "Russia Profile", тоже при поддержке агентства 'Новости'. Имеет успех дискуссионный клуб 'Валдай', на заседания которого в Россию ежегодно приглашают иностранных экспертов, чтобы они могли поболтать с ведущими политиками, в том числе с самим Путиным.
Смогут ли все эти меры помочь улучшению образа России? Журнал "Der Spiegel" относится к этому скептически: 'Дилемма очевидна: 'Внутриполитическая реставрация России, конечно, еще не имеет совсем советский формат, но она создает негативный имидж за рубежом более стремительными темпами, чем Кремль успевает ретушировать его картинами экономического бума'.
В. Путин. Грубый
В своей стране у Владимира Путина с имиджем проблем нет: его поддерживают 75 процентов населения, и в рейтинге популярности политиков любитель-дзюдоист с большим отрывом опережает всех остальных.
Менее позитивна оценка его политики за рубежом: жестокая военная кампания против Чечни, жесткая политика в отношении непокорных олигархов, грубая политика в отношении бывших 'братских республик' оставили после себя глубокий след.
Д. Буш-младший. Непопулярный
Президент США Джордж Буш в настоящее время не пользуется популярностью ни в своей стране, ни за рубежом. Согласно последним опросам, высокого мнения о Буше придерживаются 46 процентов его соотечественников, 41 процент согласны с его политикой.
В Европе против внешней политики Буша осенью высказались 72 процента опрошенных, 59 процентов не желают ничего знать о ведущей роли США в мире.