Украинский президент Ющенко переживает свой самый серьезный после 'оранжевой революции' политический кризис. Идет борьба между законодательной и исполнительной властью, о реформах думать некогда, а правительство Еханурова, де-факто еще исполняющее свои обязанности, сильно ослаблено. Патовую ситуацию вряд ли удастся преодолеть до выборов в марте.
Виктор Ющенко, теперь это известно, является человеком, который умеет договариваться и способен приукрасить любую ситуацию, какой бы она затруднительной ни была. Поэтому не удивляет, что глава украинского государства назвал сначала номинальную отставку правительства Еханурова непонятной, нелогичной и ошибочной, но затем добавил, что все это не является трагедией, и инцидент даже повысит качество украинской политики.
Повсеместная блокада
Это было бы ей кстати. Чтобы видеть в нынешнем хаосе в Киеве позитивную сторону, надо обладать определенной наглостью, прежде всего, если исходить из того, что ожесточенный конституционный спор ведут самые важные институты власти, а правительство практически недееспособно. Разумеется, Еханурову и его министрам пока нет необходимости освобождать свои кресла, что избавит страну от беды. В случае вотума недоверия, выдвигаемого законодательным органом, кабинету, согласно справочной службе парламента, дается 60 дней, в течение которых он может продолжать свою работу. Впрочем, Ющенко хочет оспорить отставку кабинета в Конституционном суде. Однако Конституционный суд решения принимать не может: Верховная Рада, парламент, на данный момент не утвердил кандидатуры судей, предложенных главой государства, инаугурация этого органа еще впереди.
Но вопрос о том, была ли в таких условиях символическая отставка команды Юрия Еханурова законной, конечно, занимает политиков и общественность уже сегодня. Безусловным является то, что новая, принятая в сумятице 'оранжевой революции' конституция вступила 1 января в силу, и то, что в связи с этим значительная часть президентских полномочий перешла к законодательной власти и к премьер-министру. Среди этих полномочий - также право отправлять в отставку кабинет министров.
Впрочем, Ющенко и его соратники, судя по всему, считают, что передача этих властных полномочий полностью еще не произошла. Согласно Еханурову, право формировать правительство будет иметь только новый, избранный в марте парламент (чего нынешний законодательный орган и не сделал). Полная путаница. Между тем Ющенко все же дистанцировался от своей необдуманной угрозы поднять вопрос о роспуске парламента.
Зловещие напоминания
Украинская политика для начала оказалась блокированной, и думать о конструктивной реформаторской политике до парламентских выборов 26 марта не приходится. Но драматичной ситуация, между тем, не кажется. И то, что оппозиционная газета 'Сегодня' уже напомнила своим читателям о роковой ссоре между бывшим российским президентом Борисом Ельциным и законодательной властью в Москве, закончившейся в 1993 году расстрелом парламента и настоящей кровавой бойней, можно объяснить лишь потребностью драматизировать ситуацию в ущерб главе государства. Более убедительной в данном случае является газета 'Украина молодая', написавшая, что следует опасаться того, что новый, усиленный парламент будет в будущем каждый раз, когда ему захочется продемонстрировать свою власть или направить какие-то деньги в карман депутатов, просто грозить отставкой правительства. Значительные, единственные в своем роде на постсоветском пространстве полномочия украинского парламента действительно не лишены проблем.
Даже бывший премьер-министр Юлия Тимошенко - в случае если она снова станет главой правительства, то выгадает от этих полномочий - не раз предупреждала об опасности, которая грозит государственности, всегда ориентированной исторически на сильную исполнительную власть. Выгадает ли Тимошенко от акции законодательного органа, действительно вызывающей некоторые подозрения относительно ее преднамеренности, в настоящее время сказать трудно. Ясно одно, что Ющенко потерял еще часть возможностей добиваться своих целей и стал более уязвимым, чем раньше.