12 января 2006 года. Возобновление Ираном программы обогащения урана резко ограничивает опции западных правительств, которые надеются помешать исламскому режиму этой страны стать обладателем ядерного оружия. Снятие печатей на иранском ядерном объекте в Натанзе (Natanz) во вторник является прямым нарушением подписанного Тегераном с Великобританией, Францией и Германией в 2004 году соглашения о приостановке иранской программы обогащения урана; это может разрушить европейские надежды на то, что удастся навсегда заморозить иранскую программу обогащения урана в обмен на западную экономическую помощь. У российского предложения обогащать иранский уран на своей территории перспективы успеха столь же незначительны. Тегеран заявил о том, что возобновляет работы (предположительно, экспериментальные) раньше, чем дал ответ Москве. Идея новой "большой сделки" между Ираном и Западом стала нелепой после злопыхательских высказываний иранского президента Махмуда Ахмадинежада (Mahmoud Ahmadinejad), который отрицал Холокост более яростно, чем планы Ирана стать ядерной державой. А с учетом более активных действий администрации Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) для европейских правительств больше не предоставляется возможным обвинять Соединенные Штаты в провале дипломатических усилий.
Таким образом, остается лишь стратегия, на которой с самого начала настаивали Соединенные Штаты - передача ядерного досье Ирана в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН). Этот шаг, который должно сделать Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), возможно, не изменит поведения Ирана и не приведет к принятию СБ ООН конкретных санкций против него; как известно, ядерная программа Северной Кореи обсуждается в этом международном органе вот уже 3 года - безрезультатно. Но, коль скоро европейские правительства угрожали такими последствиями в случае возобновления Ираном программы обогащения урана, теперь они должны выполнить свою угрозу. Если Запад побоится передать иранское ядерное досье в СБ ООН сейчас, то тем самым подорвет остатки доверия к себе в Тегеране и практически исключит возможность мирного разрешения иранской ядерной проблемы.
И без того уже считают, что к эскалации событий на этой неделе Иран, возможно, подтолкнула слабая реакция Запада на предыдущую провокацию с его стороны: возобновление в августе прошлого года работ на заводе по переработке урана. Европейские правительства сделали возмущенные заявления и настояли на том, чтобы МАГАТЭ приняло резолюцию, в которой говорилось о возможности передать ядерное досье Ирана в СБ ООН в неопределенном будущем. Однако в последовавшие за этим недели европейцы вернулись к той самой стратегии, которая ранее уже доказала свою несостоятельность, предложив возобновить переговоры с Ираном и поддержав вмешательство России. Администрация Буша тоже поддержала этот курс, следуя своей стратегии создания коалиции вместо того, чтобы ссориться с союзниками по вопросам тактики. Конечным результатом этого явилось то, что ответом на воинственность Ирана стали новые попытки его умиротворения.
Муллы делают ставку на то, что то же самое произойдет и в данном случае: что европейские правительства в очередной раз будут колебаться (с принятием решения о передаче ядерного досье Ирана в СБ ООН), или что Россия и Китай помешают любым значимым акциям СБ ООН. Даже если европейцы отреагируют решительно, и МАГАТЭ примет соответствующую резолюцию, последнее из вышеназванных соображений, вероятно, является справедливым. Россия, только что подписавшая с Ираном соглашение о продаже ему оружия на сумму 1 млрд. долл. США, становится все более враждебной к инициативам Запада, а Китай является крупным потребителем иранской нефти. А потому, хотя и нужно использовать средства СБ ООН, западным правительствам следует также начать обдумывать политику санкций и сдерживания Ирана, которую сможет применить против него коалиция желающих (a coalition of the willing). Это должно сочетаться с согласованными усилиями по поддержке значительной части иранского населения, которая жаждет освободиться от репрессивного клерикального правления. Если и есть заслуживающая доверия альтернатива военным операциям против ядерных объектов Ирана - или же уступке в вопросе создания собственного ядерного оружия Ирану, который открыто призывает стереть Израиль с карты мира - то сейчас настало время Европе и Соединенным Штатам договориться об этом.