Украинский парламент выставил за дверь правительство. В странах с парламентской демократией подобное случается, порой власти даже хотят этого. Однако то, что происходит в эти дни в Киеве, нормальным считать нельзя. События выходят за рамки второго по площади территории европейского государства, к их определенной своеобразности нельзя применить такие понятия, как законность, серьезность и транспарентность.
В результате вотума недоверия, объявленного Радой, сначала ушла почва из-под ног у государственных и общественных институтов. Они постепенно тонут в болоте неопределенности. Парламент имеет право снять правительство в рамках внесенных в конституцию изменений, вступивших в силу с 1 января. Но он не может сформировать новое правительство, так как для этого (пока) не существует процедуры. Парламент может - и должен - заняться этой задачей только после выборов в конце марта.
До того времени надо еще заключать договора, например, с Россией о поставках энергоносителей. Сомнительно, что газовый договор от 4 января действительно может иметь силу: большинство в Раде законным его не считает. Ведь это не его бизнес: договаривающиеся стороны - предприятие-монополист 'Газпром', украинский поставщик 'Нафтогаз' и посредник в лице компании 'РосУкрЭнерго' (РУЭ).
Этот контракт сочетает в себе запах политико-экономического и криминального болота. РУЭ - непрозрачная компания: в частности, половина ее акций принадлежат 'Газпрому', но говорить о том, кто является украинским партнером, владеющим остальными 50 процентами капитала, австрийская фирма Raiffeisen Investment, представляющая его интересы, не может из правовых соображений, связанных с защитой информации.
С предшественником РУЭ имел связи Семен Могилевич, объявлявшийся ФБР в розыск за отмывание денег и создание преступных группировок. Как явствует на этот раз из надежных источников, он тоже присутствовал при заключении газового договора 4 января. Участие этого крестного отца в освящении газовой сделки источает соблазнительный аромат. Во всяком случае, можно подсчитать, что РУЭ будучи посредником при продажах газа и Западной Европе, и Германии может зарабатывать ежегодно по два миллиарда долларов США. Помимо этого компания РУЭ, видимо, изобрела новую технологию по отмыванию денег с помощью газа.
Возможно, украинские органы власти совсем и не заметили, что оказались обманутыми. Но, вероятно, некоторые из их представителей могут быть тесно связаны с этим делом. Нет гарантии, что парламентская комиссия по расследованию в Киеве установит, то, что хочет и может установить. Обнаружить болото и в перспективе осушить его - в европейских и в немецких интересах. Наряду с вопросом, приемлемо ли (путинское) использование энергетического сырья в качестве политического оружия, встает и другой вопрос: какие махинации грозят европейской энергетической безопасности. От этого зависит большее, чем газовое отопление дома.