Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В надежде на ажиотаж

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Руководители "Газпрома" в этом месяце надеялись попасть в заголовки газет. И не из-за российско-украинской газовой войны, а из-за предложения акций, которое могло ознаменовать появление нового лидера на мировом рынке энергоносителей. Впервые за свою сорокалетнюю историю газовый гигант позволил иностранцам приобрести ни много ни мало 49% своих акций. Произойти это может уже в конце января на торговой площадке в Санкт-Петербурге

Москва планировала превратить "Газпром" в транснациональную энергетическую компанию. Но последовало фиаско на Украине. Что нужно сделать теперь, чтобы привлечь инвесторов?

Руководители "Газпрома" в этом месяце надеялись попасть в заголовки газет. И не из-за российско-украинской газовой войны, а из-за предложения акций, которое могло ознаменовать появление нового лидера на мировом рынке энергоносителей. Впервые за свою сорокалетнюю историю газовый гигант позволил иностранцам приобрести ни много ни мало 49% своих акций. Произойти это может уже в конце января на торговой площадке в Санкт-Петербурге. Это первый шаг в кампании по превращению "Газпрома" в одну из крупнейших энергетических компаний мира. Более того, глава компании Алексей Миллер ожидает, что она станет "крупнейшим энергетическим бизнесом в мире в течение пяти лет". Звучит весьма претенциозно, но нет ничего невозможного для концерна, который по активам превосходит большинство ведущих нефтяных компаний.

При других обстоятельствах возможность стать акционером компании, владеющей одними из крупнейших нефтегазовых запасов в мире, которые при этом еще и самые недооцененные, вызвала бы ажиотажный интерес. Но только не в случае с "Газпромом". Украинское фиаско наглядно продемонстрировало, что концерн - это прежде всего инструмент проведения в жизнь воли Кремля, а не частное предприятие. В первый день нового года, стремясь заставить Украину платить за газ по европейским ценам - и в не меньшей степени наказать ее за прозападную "Оранжевую революцию", - Россия прекратила поставки газа в соседнюю республику. Европейские потребители, находящиеся на дальнем конце трубопровода, немедленно ощутили падение давления и подняли шум. В течение нескольких дней была заключена сложная сделка, в результате которой давление было восстановлено, а обе стороны смогли претендовать на звание победителя в конфликте.

Но репутация России как надежного поставщика энергоносителей оказалась сильно подорванной, а с ней и долгосрочные надежды "Газпрома" на роль первой транснациональной компании России с определенным весом в мире. Госсекретарь США Кондолиза Райс предупредила, что если Москва хочет быть "частью международной экономики", то должна "играть по правилам". Потенциальные инвесторы, как и потенциальные клиенты, были обеспокоены. "Вы можете представить себе, чтобы ExxonMobil или Chevron прекратили поставки газа в Канаду или Мексику из-за того, что у этих стран были разногласия с Бушем по поводу Ирака?" - спрашивает Карина Литвак (Karina Litvack), глава отдела управления лондонской компании F & C Asset Management. Не самая располагающая обстановка для того, чтобы выпустить "Газпром" на мировые финансовые рынки.

Очень жаль. Компания приложила столько усилий для наведения порядка, после того как в 2003 г. ее возглавил Миллер, союзник Владимира Путина. Она "добилась огромного прогресса" в максимизации доходов, говорит Вадим Клейнер, представитель московского фонда Hermitage Capital Management, крупнейшего на настоящий момент иностранного инвестора "Газпрома". Газ всем международным покупателям (кроме Украины) теперь поставляется напрямую "Газпромом", а не теневыми посредниками, как раньше. Миллер также возбудил судебные дела с целью восстановить контроль над газовыми месторождениями, которые "Газпром" потерял в результате хитроумного размывания акций в период с 1997 г. по 2001 г. К настоящему моменту удалось уже почти три четверти потерянных активов. Компания показывает, что "ускоряет движение к получению полной рыночной стоимости за газ на рынках бывшего Советского Союза. Это хорошая новость для инвесторов", - считает директор Hermitage по инвестициям Анатолий Романовский.

Основной интерес для инвесторов представляют обширные запасы "Газпрома". Компания контролирует 16% мировых разведанных запасов природного газа и является ведущим поставщиком "голубого топлива". Кроме того, она входит в двадцатку крупнейших производителей нефти. Ее рыночная капитализация составляет всего 1,3 млрд. долларов на 1 млрд. баррелей доказанных запасов (для сравнения: этот же показатель у ExxonMobil составляет 17 млн. долларов), что делает ее акции одними из самых дешевых в энергетическом секторе. И это несмотря на то, что бумаги "Газпрома" за последние пять лет выросли с 51 цента до 7,90 долларов, а за прошлый месяц подорожали еще на 12%, поскольку российские игроки бросились скупать акции в ожидании первых свободных продаж иностранцам.

Будучи крупнейшей компанией России, "Газпром" до недавнего времени был защищен протекционистскими барьерами. Казалось, что его акции вряд ли станут доступными иностранцам, учитывая все более скатывающийся к национализиму режим президента Путина, который, по слухам, надеется возглавить компанию после ухода в отставку. Однако барьеры были сняты по одной простой причине: их чрезвычайной неэффективности. Несмотря на все недавние разговоры о взимании рыночных цен, по мировым ценам продается менее четверти продукции "Газпрома", а остальное распределяется задешево на российском рынке и между лояльными России государствами на постсоветском пространстве. Например, Белоруссия, платит всего 47 долларов за 1 тыс. кубометров. По словам главы отдела стратегического развития "Газпрома", только на содержание инфраструктуры и сохранение нынешних объемов добычи компании потребуются иностранные инвестиции в размере 173-203 млрд. долларов в течение следующих 15 лет. Однако не факт, что деньги будут. Роланд Нэш (Roland Nash), главный стратег компании "Ренессанс Капитал", говорит, что рынок уже отыграл либерализацию акций, оставив "Газпром" на грани падения: "У компании много проблем, в том числе огромные расходы, которые ей не удается сократить".

После стычки с Украиной на прошлой неделе "Газпром" напоминает не столько новую российскую нефтяную компанию, сколько новую руку постсоветской клептократии. На первый взгляд российско-украинское соглашение ознаменовало победу рыночной логики - цена на российский газ для Украины была поднята до 230 долларов за 1 тыс. кубометров (однако он будет смешиваться с более дешевым газом из Туркменистана, и в конечном итоге Украина будет платить 90 долларов, почти в два раза больше, чем в прошлом году). По крайней мере, это уже шаг к европейскому рынку. Однако Джером Гийе (Jerome Guillet), банкир, работавший с "Газпромом" в 1990-х годах, говорит, что "сделка явно сомнительная", потому что закупать газ Украина будет не напрямую у "Газпрома", а у недавно созданной "Росукрэнерго", очередной компании-пустышки, наживающейся на разнице между низкими ценами на газ в бывшем Советском Союзе и более высокими - в Европе. "Очевидно, что эти договоренности не соответствуют наилучшим интересам "Газпром" или России, только интересам властей" России и Украины, уверен Гийе.

Упорные обвинения в коррупции вызывают обеспокоенность инвесторов, и не только в отношении "Газпрома". Менеджеры основных лондонских фондов призывают ужесточить требования к иностранным компаниям, получающим листинг в Великобритании. Литвак из F & C говорит, что компании из России и других бывших советских республик вызывают особенное беспокойство из-за низких стандартов управления и сомнительных мотивов. "Похоже, что для некоторых из них получение листинга - это вопрос престижа, а не денег, - поясняет эксперт. - Если компании действительно нужен капитал, она примет во внимание обеспокоенность акционеров". В настоящее время акции "Газпрома" представлены на международных рынках в форме специальных американских депозитарных расписок (АДР), выпущенных Банком Нью-Йорка. Однако вскоре и сами акции станут доступны для иностранных покупателей, сначала в Санкт-Петербурге, а затем и на международных биржах, включая Лондонскую.

Даже если "Газпром" со временем улучшит ситуацию с инвесторами, у него появилась новая проблема с иностранными правительствами. Конфликт с Украиной побудил многих европейских чиновников пересмотреть стремительно растущую зависимость их стран от природного газа как чистого и относительно дешевого топлива и от России как выбранного ими поставщика. Прекращение Москвой поставок газа придало новый импульс планам по строительству альтернативных трубопроводов от других поставщиков, в том числе Азербайджана. Министр промышленности Италии Клаудио Скайола (Claudio Scajola) объявил, что "на повестку дня вернулась атомная энергия", несмотря на то, что после чернобыльской катастрофы в стране был проведен референдум, в котором граждане высказались против использования этого вида энергии. Даже Германия, уже участвующая в строительстве нового трубопровода "Газпрома", который пройдет по дну Балтийского моря, проявляет осторожность. "Закупки газа могут увеличиться, если мы будем знать, что на поставки с востока можно положиться", - предупредил министр экономики Михаэль Глос (Michael Glos).

Ирония ситуации в том, что Путин, который 1 января принял председательство в "Большой восьмерке" промышленно развитых стран, хочет сделать основной темой этого года как раз энергетическую безопасность. Но безопасность мировых энергетических рынков вряд ли возрастет, если Россия продолжит использовать "Газпром" как политическое оружие. А эта тактика продолжит растрату ценных национальных активов. Украинское эмбарго напомнило инвесторам о российских рисках, и это вполне может увеличить скидки, которых они потребуют на акции газового гиганта.