В старые и недобрые дни эпохи 90-х годов кучка российских и украинских газовых олигархов регулярно подогревала националистические настроения, направленные против неправомерного поведения другой стороны. Русские жаловались, что украинцы не платят за газ, а украинцы сокрушались по поводу непомерно высоких цен, которые запрашивала Россия. Но на самом деле эти газовые олигархи каждый год по-братски делили между собой несколько миллиардов долларов.
В 2000 и 2001 годах Украина и Россия пошли на осуществление важных реформ в целях ограничения оттока суперприбылей в карманы газовых олигархов. Для организации транзита природного газа из Туркменистана в Украину через российскую территорию были созданы торговые компании: сначала Eural Trans Gas, а затем "РосУкрЭнерго". Однако ключевая группировка, стоявшая за этими компаниями, была одна. Компания "РосУкрЭнерго" воспринималась как своего рода совместное предприятие Кремля и тогдашнего руководства "Нафтогаза Украины".
После оранжевой революции Россия и Украина начали на повышенных тонах вести разговоры о торговле газом между двумя странами. С ростом рыночных цен на энергоресурсы Россия начала требовать увеличения цен на газ, а Украина стала призывать к большей чистоте и открытости торговых взаимоотношений. Требования обеих сторон являлись довольно разумными, и в этом направлении были сделаны определенные шаги. На международном уровне начали доминировать политические аспекты, однако кремлевские ингредиенты носят еще более интригующий характер.
Содержание официальной презентации российско-украинского газового соглашения, заключенного 4 января, во многом отличается от текста самого договора, опубликованного 6 января Юлией Тимошенко. Размещенный в СМИ документ вряд ли содержит всю правду, однако ряд самых заметных его частей вызывает значительный интерес.
Соглашение заключено не на пять лет, а на полгода. В основном пункте документа говорится, что в 2006 году, а точнее, в течение первой половины 2006 года, "РосУкрЭнерго" будет продавать газ Украине по цене 95 долларов за тысячу кубических метров. На вторую половину 2006 года цены на газ не определены. В соглашении лишь указывается, что в 2006 году Украине будет продано 34 миллиарда кубометров газа, хотя ей понадобится примерно на 21 миллиард кубометров больше (Всего Украина потребляет 75 миллиардов кубометров газа, причем 20 миллиардов из этого объема добывается внутри страны). "Нафтогаз" и премьер-министр Ехануров заявили, что остальной объем Украина будет закупать у Туркменистана по 50 долларов за тысячу кубометров в первом полугодии, и по 60 долларов - во втором. Стоимость транзита этого газа через российскую территорию остается под вопросом. Это означает, что Украина в течение полугода будет в выигрыше от газовых цен, которые для нее установлены ниже, чем для любой другой страны, кроме Белоруссии. А затем переговоры начнутся снова.
Никаких других фиксированных ценовых показателей по газу не приводится. Единственное заявление состоит в том, что "РосУкрЭнерго" закупит до 17 миллиардов кубометров российского газа по цене 230 долларов за тысячу кубометров и экспортирует (на Запад) 15 миллиардов кубометров. Таким образом получается, что Украина практически не будет закупать для себя никакого российского газа, а будет приобретать лишь газ из Средней Азии. "Газпром" лишился украинского рынка, а также потерял часть рынка Европы.
Подлинно ключевым моментом трехстороннего соглашения между "Газпромом", "РосУкрЭнерго" и компанией "Нафтогаз Украины" является то, что экспортное подразделение "Газпрома" "Газэкспорт" отказывается от огромной части своих коммерческих интересов в пользу "РосУкрЭнерго". В этом году "Газэкспорт" должен поставить "РосУкрЭнерго" следующие объемы: 41 миллиард кубометров туркменского газа, до 7 миллиардов кубометров узбекского газа и до 8 миллиардов кубометров газа из Казахстана. В сумме это составляет 56 миллиардов кубометров. Туркменистан добывает достаточно газа, чтобы поставить Украине недостающие 20 миллиардов кубометров или около того. "РосУкрЭнерго" будет единоличным продавцом газпромовского газа для Украины, однако о российской монополии на продажу среднеазиатского газа в Украину ничего не сказано.
Довольно странно, но ставка платы за транзит через украинскую территорию зафиксирована в долларовом выражении вплоть до конца 2010 года, и это единственное на сегодня долгосрочное обязательство. Глава "Газпрома" Алексей Миллер дал ясно понять, что все расчеты будут в денежной форме, а это означает отказ от непрозрачных бартерных сделок. Важно и то, что Россия не получила никакого контроля над трубопроводной системой Украины, хотя в этом состояла едва ли не главная ее цель.
Из всего этого можно сделать довольно любопытные выводы. Решено очень мало, согласована лишь цена 60-ти процентов украинского газового импорта на первое полугодие 2006 года, а также ставка платы за транзит через Украину. Основная суть этого соглашения заключается в том, что относительно прозрачный и порядочный "Газпром" уступил существенную часть своих коммерческих интересов сомнительному посреднику "РосУкрЭнерго".
Но кто стоит за "РосУкрЭнерго"? Тимошенко, которая может знать об этом, заявляет, что компанию "РосУкрЭнерго" контролируют российские деловые круги. И это логично. С какой стати отдавать старым ветеранам из компании бывшего президента Леонида Кучмы барыши от этой сделки? Задним числом понимаешь, что главная борьба здесь шла между государственным руководством "Газпрома" и неизвестными владельцами "РосУкрЭнерго". Согласно довольно достоверным слухам, "РосУкрЭнерго" контролируется кремлевской группой Игоря Сечина. Следовательно, она одержала победу над своими постоянными конкурентами из путинского окружения - Дмитрием Медведевым и Алексеем Миллером.
А Украина в этой игре больше похожа на стороннего наблюдателя. Ей на полгода дали газ по цене, превышающей лишь белорусскую, за минимальную уступку - фиксированную ставку платы за транзит на пятилетний срок.
Тимошенко заявляет, что данное соглашение носит преступный характер, поскольку оно подменяет собой договоренность, заключенную летом 2004 года. В этом документе цена на закупаемый Украиной газ устанавливалась на уровне в 50 долларов за тысячу кубометров и была привязана к транзитным тарифам. Формально она права, но трудно поверить, что такое абсурдно выигрышное для Украины соглашение выполнялось бы - даже в том случае, если бы оно стало предметом рассмотрения международного арбитража в Стокгольме.
Голосование по вопросу отставки украинского правительства не означает, что газовое соглашение было невыгодным для Украины. Оно лишь демонстрирует, что определенная группировка партийных фракций в Украине нашла хороший предлог для изгнания правительства и ослабления позиций своих противников накануне выборов. Один из важнейших итогов голосования состоит в том, что Тимошенко удалось объединиться с Виктором Януковичем, Виктором Медведчуком и коммунистами. Похоже, что на Украине происходят изменения в расстановке политических альянсов.
Андерс Аслунд является старшим научным сотрудником вашингтонского Института мировой экономики.