В условиях американского мирового господства, европейской интеграции и бурного развития азиатских стран бывает порой трудно всерьез воспринимать Россию как великую державу. Во многих отношениях эта страна после окончания Холодной войны переживает неуклонный упадок. Численность и средняя продолжительность жизни россиян сокращается. Государство не в состоянии должным образом обеспечить безопасность своего ядерного арсенала. Вооруженные силы страны находятся в состоянии 'полураспада'.
На российскому юге свирепствует исламистский террор. В некоторых районах Сибири численность китайских мигрантов превышает коренное население. Попытки Москвы сохранить сферу влияния на евразийском континенте срываются из-за демократических революций в Грузии, на Украине и в Кыргызстане. На востоке ее позициям угрожает взлет азиатских 'тигров', а на западе - динамичное развитие ориентированных на Атлантическое сообщество 'новых демократий'.
Однако в скудном российском арсенале средств международного влияния есть одно 'секретное оружие'. В России, подобно многим странам Третьего мира или арабским монархиям, и в отличие от богатого Запада и 'глобализующейся' Азии, доходы от нефти и газа составляют почти половину поступлений в бюджет. Мало того: это явление, свидетельствующее об экономической отсталости, она обращает в преимущество, выковывая из него орудие для столь вожделенного возвращения в ряды мировых лидеров.
В отличие от коррумпированных политиков, видящих в нефтяных богатствах страны лишь средство обогащения элиты, Владимир Путин методично укрепляет контроль государства над российскими энергоресурсами и использует их как инструмент внешней политики. Сегодня главный рычаг международного влияния Москвы - не ядерные ракеты или Коминтерн, а экспорт энергоносителей.
'Большая стратегия' российского руководства напоминает скорее меркантилистскую политику европейских империй 17 века, - когда контроль над торговлей служил одним из главных средств укрепления позиций страны в условиях соперничества за мировую гегемонию - чем развитие рыночного капитализма, которое мы наблюдаем в Азии и на Западе. Россия проводит не либерализацию экономики, которая привела к таким потрясающим результатам в Китае, а возвращает ее под государственный контроль в рамках скоординированных усилий по восстановлению статуса великой державы.
Если внимательно проанализировать, каким образом Россия использует поставки энергоносителей для поддержки союзников и запугивания соперников в Евразии, станет очевидно, что крупнейшие в экономическом отношении страны, все больше зависящие от российской нефти и газа - в том числе великие державы Европы и Азии, и даже США - приобретают уязвимость перед лицом амбициозного, авторитарного и империалистического государства, без колебаний использующего энергоносители как 'геополитическое оружие', и не знающего жалости к политическим оппонентам внутри страны или соседним странам.
Согласно прогнозам ЦРУ, 'растущий спрос на энергоносители' уже в ближайшие годы начнет оказывать 'значительное воздействие на геополитические отношения' в мире. Потребность в энергоносителях станет все более 'важным фактором', определяющим внешнеполитический курс крупнейших государств. В ближайшие 20 лет общемировой объем потребления энергоносителей - в основном нефти и газа - возрастет в полтора раза. По оценке Еврокомиссии, доля импорта в общем объеме потребляемых странами ЕС энергоносителей, составлявшая в 2000 г. 50%, к 2020 г. возрастет до 70%, причем особенно высокими темпами будет увеличиваться импорт природного газа.
Россия же сегодня является крупнейшим в мире экспортером газа и занимает второе место - после Саудовской Аравии - по экспорту нефти. К тому же она обладает гигантскими нетронутыми запасами этого сырья, намного превышающими возможности всех источников поставок в Северной и Южной Америке, Европе и Азии за исключением Ближнего Востока. Аналитики ЦРУ полагают, что 'Россия : имеет все необходимые предпосылки, чтобы использовать свои нефтегазовые ресурсы для выполнения внутри- и внешнеполитических задач'.
Россия лидирует в мире по производству сжиженного газа, который, из-за удобства транспортировки и отсутствия вредного воздействия на окружающую среду, пользуется все большим спросом в экономически развитых странах. По мнению 'Observer', этот факт должен 'оказать радикальное влияние на геополитическое положение России'.
'Газпром' - ведущая топливно-энергетическая корпорация России - по величине не имеет равных в мире. Он контролирует больше нефтегазовых месторождений, чем 'British Petroleum', 'Royal Dutch Shell' и 'ExxonMobil' вместе взятые. На его долю приходится 20% общемировой добычи газа, что фактически позволяет концерну устанавливать цены на мировом рынке. Он владеет крупнейшей в мире трубопроводной сетью. Он имеет собственную медиа-империю, включающую влиятельные теле- и радиостанции, а также газету. Сам же 'Газпром' принадлежит российскому государству.
Ожидается, что в будущем году концерн впервые выпустит свои акции в продажу на российской бирже, что превратит его в крупнейший объект для инвестиций в странах с переходной экономикой, и позволит привлечь значительный объем иностранных капиталов. Тем не менее, доля акций, которой смогут владеть иностранцы, будет ограничена, чтобы сохранить 'Газпром' в руках государства (этот принцип действует и в отношении других российских топливно-энергетических компаний).
Впрочем, изнывающим в ожидании инвесторам следовало бы присмотреться к 'Газпрому' повнимательнее: в своих деловых операциях он зачастую руководствуется не рыночными принципами, а интересами Матушки России. 'Если бы Кремль мог зарегистрироваться на бирже, он сделал бы это под маркой 'Газпрома', - утверждает один западный банкир, работающий в Москве. 'Многие наблюдатели не уверены, что 'Газпром' : вообще можно называть корпорацией, - отмечается в одной из статей журнала 'Economist'. - Зачастую он больше напоминает инструмент государства', реализующий 'не только собственные, но и кремлевские амбиции'.
Пост председателя совета директоров в 'Газпроме' занимает Дмитрий Медведев, первый вице-премьер правительства. Ранее он возглавлял президентскую администрацию, и считается, пожалуй, самым доверенным помощником президента Путина. Именно Медведев является одним из главных кандидатов в преемники Путина в 2008 г.
Хотя главное направление деятельности 'Газпрома' - добыча газа, он контролирует и немалые запасы нефти. Концерну принадлежат несколько российских нефтяных компаний. Среди них, однако, не числится 'Роснефть' - государственный нефтяной гигант, которому достался главный добывающий филиал 'ЮКОСа', в прошлом - крупнейшей частной нефтяной компании в России. Это произошло после того, как власти арестовали главу фирмы Михаила Ходорковского и отправили его в сибирский лагерь за то, что тот осмелился финансировать оппозиционные партии.
Председателем совета директоров 'Роснефти' является могущественный замглавы президентской администрации Игорь Сечин. Считается, что именно он спланировал кампанию против руководства 'ЮКОСа' - к немалой выгоде для 'Роснефти'. Сечин считается лидером кремлевской фракции 'силовиков', состоящей в основном из бывших военных и сотрудников спецслужб. Как утверждает 'Financial Times', в России 'Роснефть' называют 'нефтяной компанией силовиков', к которым принадлежит и сам Путин, а также второй ведущий кандидат в его преемники - вице-премьер Сергей Иванов.
Медведев и Сечин - государственные чиновники, стоящие во главе энергетических гигантов - относятся к 'новым олигархам'. В ходе проводившейся в период президентства Путина систематической, направляемой из Кремля кампании по пересмотру результатов лихорадочной приватизации 1990-х гг. государство подчинило себе или 'стерло в порошок' независимых магнатов, контролировавших громадные сырьевые ресурсы страны, чьи империи представляли собой самостоятельные финансово-политические центры, неподконтрольные Кремлю, и заменило их преданными чиновниками. По данным 'Независимой газеты' и 'Christian Science Monitor', на сегодняшний день девять государственных компаний, чьи активы эквивалентны 40% российского ВВП, контролируются семью представителями ближайшего окружения Путина.
В нынешней России политическое влияние напрямую связано со стратегическим контролем над запасами энергоносителей и способностью использовать их экспорт в качестве инструмента внешней политики.
Руководство России считает, что страна - громадная, нищая, окруженная могущественными соседями - способна обрести на международной арене куда больший вес, чем позволяют объективные факторы, если будет планомерно способствовать усилению зависимости других стран - как союзников, так и противников - от российских энергоносителей и транспортных сетей. По словам одного пропагандиста с принадлежащего 'Газпрому' телеканала НТВ, благодаря своим сырьевым богатствам 'Россия вошла в число стран, в которых нуждается весь мир'. Или, как выражается сам президент Путин, ее энергоресурсы 'создают благоприятные условия, позволяющие нам проводить более самостоятельную внешнюю политику'.
Путин уже давно связывает возрождение России с ее способностью сполна воспользоваться своими природными богатствами. Еще в кандидатской диссертации, которую он защитил в 1990-х гг., будущий президент отстаивал необходимость создания частно-государственных 'финансово-промышленных корпораций' для эксплуатации российских природных ресурсов, развития экономики на сырьевом 'фундаменте'. Он утверждал, что контролируемые государством сырьевые компании позволят не только повысить уровень жизни россиян, но и сохранить за страной статус великой державы.
Путинская Россия энергично разыгрывает 'энергетическую карту', стараясь закрепить свою роль главного поставщика этого сырья в западные страны, чьи рынки сбыта являются ключом к ее возрождению. Российские же поставки, в свою очередь, жизненно необходимы для экономики стран-потребителей. В настоящее время почти половину газа и треть нефти Европа получает из России. Отдельные страны зависят от этих поставок (особенно газовых) еще больше: так, потребность Германии в 'голубом топливе' Россия обеспечивает на 40%, Польши и Болгарии - на 65%, Венгрии - на 70%, а Чешской Республики - на 80%. Что же касается Австрии, Словакии и прибалтийских государств, то практически весь потребляемый ими газ поступает из России.
На саммите Россия-ЕС в октябре прошлого года Путин в открытую говорил о геополитическом значении статуса России как главного поставщика энергоносителей в Европу: 'Я напомню, что некоторые европейские страны, члены Евросоюза покрывают на 90% свои потребности по газу за счет российских углеводородов. 90% - и никто пока не жаловался'.
Он заявил лидерам стран Евросоюза, что благодаря своим энергоресурсам Россия может строить отношения с Европой 'с равных позиций'. Вспомнив, что в 1990-е гг., когда страна была слаба, 'серьезные европейские политики никогда не позволяли себе разговаривать с Россией, как у нас говорят, 'через губу', унижая Россию', он, успокоительным тоном, но не без скрытой угрозы, заметил: 'сегодня, когда наши возможности принципиально возросли' за счет подпитываемого сырьевым экспортом экономического роста, Москва, в свою очередь, не будет смотреть свысока на зависимую от нее Европу.
Российские аналитики расценили путинские высказывания на саммите как своего рода 'презентацию великодержавия', обретенного благодаря неутолимой жажде европейцев на российские энергоресурсы. Оценивая путинскую дипломатию на европейском направлении, московский эксперт Юлия Латынина заметила: 'Он без тени улыбки охарактеризовал эти газовые поставки как главное стратегическое оружие России'.
В одной из передач телеканала 'Россия' ведущий утверждал, что богатые страны Европы оказались в российской 'нефтегазовой орбите'. А телерепортер Первого канала высказал такое мнение: если раньше Европа опасалась России как 'большой страны со слабой экономикой', то теперь, из-за имеющихся у Москвы энергетических рычагов давления, ее побаиваются как 'большую страну с сильной экономикой'. Согласно прогнозу еще одного российского телеканала, - 'ТВ Центра' - через десять лет 'энергетическое процветание ЕС будет полностью зависеть от Москвы'.
Ожидается, что после полного ввода в эксплуатацию нового Североевропейского газопровода зависимость Европы от российского газа усилится еще больше - до 80% от потребляемого объема. Этот трубопровод стоимостью в 5 миллиардов долларов пройдет по дну Балтийского моря, напрямую связывая Россию с Западной Европой, в результате чего транзит газа через территорию Украины, Польши, Литвы и Молдовы утратит свое значение. Компанией по строительству и эксплуатации трубопровода владеет 'Газпром', что превращает эту 'нитку' не только в источник поставок, но и в инструмент влияния российского государства. Подчеркивая значение трубопровода для российско-европейских отношений, Путин убедил бывшего германского канцлера Герхарда Шредера возглавить наблюдательный совет новой компании.
Недавно Путин лично присутствовал на церемонии ввода в эксплуатацию еще одного крупного трубопровода, проходящего по морскому дну: по нему российский газ будет напрямую поставляться в Турцию и Италию, а оттуда - в другие страны Южной Европы. Все эти проекты наглядно демонстрируют стремление Москвы не только снабжать богатых европейских соседей, но и контролировать транспортную инфраструктуру, обеспечивая тем самым долгосрочную зависимость своих торговых партнеров от российских поставок.
Британский министр энергетики во всеуслышание признал то, о чем многие государственные лидеры лишь нервно перешептываются: европейская энергетика зависима от России. Как отметил телеканал 'Россия', после ввода в строй Североевропейского газопровода страна 'по сути превратится в гаранта энергетической безопасности Европы и ее экономического роста'.
Воспользуется ли Россия уязвимым положением, в котором оказался Запад? Недавно один высокопоставленный российский чиновник заявил в интервью 'Financial Times', что использование Москвой энергетического экспорта - дело вполне 'естественное', и добавил: 'Думаю, с учетом наших ресурсов, мы можем использовать эти энергоносители не только для получения прибыли, но и для укрепления наших позиций в мире'. По мнению директора Московского центра Карнеги Эндрю Качинса (Andrew Kuchins), российское руководство 'отлично понимает, что энергетические богатства страны - ключ к ее великодержавию'. Нефтегазовый экспорт укрепляет международный статус России: она стала председателем 'большой восьмерки' - группы богатых демократических стран, не являясь сама ни богатой, ни демократической.
Сегодня, пока Россия восстанавливает силы, она хочет от великих держав Европы и Азии только одного - признания в ней равного партнера и участия в их форумах. Однако в собственной 'вотчине' Москва действует совершенно по иному, используя нефть и газ для давления на более слабых соседей.
Перед уходом в отставку в знак протеста против свертывания политической демократии в России (она состоялась 27 декабря), экономический советник Путина, 'вольнодумец' Андрей Илларионов осудил использование властями энергоносителей на международной арене в качестве 'оружия'.
Именно этот подход Москвы со всей наглядностью проявился в отношении Украины: до 'оранжевой революции' 2004 г. и переориентации внешнеполитического курса в сторону НАТО и ЕС эта страна пользовалась весьма льготными условиями в торговле с Россией. Однако после упомянутых событий Москва решила 'наказать' Киев и, воздействуя на внутриполитическую ситуацию в этой стране, вынудить ее занять более дружественную позицию по отношению к России. В качестве инструмента была избрана манипуляция газовыми поставками: четыре пятых потребляемого объема этого сырья Украина получает за счет импорта.
По выражению российского журналиста Федора Лукьянова, 'новая концепция Кремля после событий на Украине состоит в том, что ЕС - это расширяющаяся империя нового типа', чью экспансию необходимо сдержать, а то и полностью пресечь, с помощью энергетических рычагов, которые доказали свою эффективность на примере Украины и других прозападно настроенных соседей России.
Чтобы остановить 'дрейф' Киева в западном направлении, Москва пригрозила повысить в четыре раза - с 50 до 220 долларов за тысячу кубометров - цены на поставляемый Украине газ. В декабре Россия заявила, что, несмотря на зимние холода, приостановит экспорт газа на Украину, а 1 января, после отказа Киева согласиться на эти жесткие условия, подтвердила слова делом. Как отмечает 'Los Angeles Times', уступка требованиям России привела бы к 'полному коллапсу украинской экономики'.
Впрочем, последнее, скорее всего не входит в цели Москвы. По мнению аналитика Владимира Сокора (Vladimir Socor), на самом деле она стремится получить в частичное владение трубопроводную систему Украины. Это позволило бы России вновь опутать соседнюю страну своими щупальцами - всего через год после того, как ее народ избавился от московской опеки. 'Газпром' уже скупил основные газотранспортные системы в других странах Центральной и Восточной Европы, усиливая тем самым их долгосрочную зависимость от России, и, судя по всему, намеревается проделать то же самое на Украине. Так, по условиям соглашения между Киевом и Москвой, достигнутого 4 января, после трехдневного полного эмбарго на поставки российского газа Украине, монопольным экспортером этого сырья становится принадлежащая 'Газпрому' фирма; кроме того, усиливается контроль российского концерна над внутренней газораспределительной сетью этой страны.
Газовый спор способствовал смене главы правительства Украины [так в тексте - прим. перев.]; кроме того, стоило России 'закрутить гайки', министр иностранных дел страны, страстный сторонник сближения с Западом, отправился с экстренным визитом в Москву, чтобы принести от лица Украины 'присягу на верность'. Результатом кризиса, негативно отразившегося на репутации нового украинского руководства, может стать избрание более пророссийского парламента в марте этого года.
Кроме того, Москва стремится вбить клин между Украиной и ее европейскими партнерами. Представитель России при ЕС заявляет, что Киев 'шантажирует' европейские страны и своим отказом принять жесткие требования 'Газпрома' превращает их в 'заложников'. Путин, одновременно с успокоительными заверениями в адрес Западной Европы о том, что Россия останется для них надежным поставщиком, заявляет, что Украина 'паразитирует' за счет России. 'Газпром', своими руками спровоцировавший кризис, обвиняет Украину в том, что она 'ставит под угрозу энергетическую безопасность европейских потребителей российского газа'.
'Гибкая' шкала цен, используемая Россией в экспортных сделках с соседними странами, применяется в зависимости от степени политического 'дружелюбия' или враждебности, которую те проявляют в отношении Москвы. Российская союзница Беларусь, к примеру, получает газ по чрезвычайно льготным ценам. Но два года назад, когда тамошний марионеточный диктатор чем-то прогневал своих московских покровителей, 'Газпром' перекрыл газовый вентиль, и Минск в буквальном смысле погрузился во тьму. Президент Александр Лукашенко понял намек и поспешил 'исправиться'. Сегодня его страна платит за газ в пять раз меньше, чем Россия требует от Украины.
По словам одного украинского аналитика, Москва использует спор с Киевом, 'чтобы продемонстрировать другим республикам бывшего СССР, что своим 'плохим поведением' Украина навлекла на себя большие неприятности'. Летом прошлого года Россия объявила о намерении пересмотреть торговые отношения с соседями и отменить льготные условия энергетических поставок в отношении 'недружественных стран'.
После этого 'Газпром' повысил цены на газ, экспортируемый в Польшу. Он также объявил о существенном увеличении цен для прибалтийских государств. Резко взлетели вверх и экспортные расценки для Грузии - рьяной союзницы Запада. Повышение цен коснулось и Молдовы, стремящейся покинуть российскую орбиту и сблизиться с Евросоюзом. 'Россия не собирается без боя отдавать то, что осталось от ее прежней империи', - отмечает Зиба Норман (Ziba Norman) из лондонского Трансатлантического института.
'Сегодня Путин говорит: вам придется выбирать между 'уходом на Запад' или поддержкой идеи Единого экономического пространства под эгидой России', - утверждает Александр Рар (Alexander Rahr) из Германского совета по внешней политике. Страны вроде Беларуси, остающиеся в российской сфере влияния, пользуются всеми благами сотрудничества; тех же, кто становится союзником ЕС и НАТО, ждет наказание.
Россия методично строит нефте- и газопроводы, напрямую соединяющие ее с Западной Европой, с тем, чтобы Москва могла без помех гвоздить 'энергетической дубиной' уязвимые страны Восточной Европы, не ставя под угрозу прибыльную торговлю с богатыми клиентами на западе континента. Североевропейский газопровод позволит ей поставлять 'голубое топливо' в Германию - мощнейшую в экономическом отношении европейскую страну - а также Британию, Францию и другие государства (через планируемые дополнительные ответвления), избегая транзита через Украину или недавно вступившие в ЕС Польшу, Латвию, Литву и Эстонию.
В структурах Евросоюза эти страны резко выступали против двустороннего российско-германского проекта по строительству трубопровода, утверждая, что транспортировка газа по суше, через их территорию, обходится значительно дешевле. 'Выбрать такой маршрут можно было только по политическим причинам', - утверждается в передовой статье 'Washington Post'. Прямая 'нитка' в Германию позволит России отделить молодые демократии Центральной и Восточной Европы от партнеров по ЕС, так что первые останутся абсолютно беззащитными перед лицом давления Москвы. Россия сможет проводить дифференцированную энергетическую политику в отношении разных стран Европы - бесперебойно снабжать газом богатые западные государства, одновременно угрожая перекрыть вентиль своим слабым соседям.
'Этот газопровод расширит и укрепит возможности 'Газпрома' оказывать экономическое и политическое давление на восточноевропейские страны', - отмечает 'New York Times'. Российская 'Новая газета' с восторженно оценивает геополитическую логику проекта: 'Москва решила добиться своих политических целей в отношении 'антироссийского блока' в рядах ЕС [к его участникам газета относит Польшу, Латвию, Литву и Эстонию] экономическими средствами'.
Это давление может носить и косвенный характер. Главы центральных банков Литвы и Эстонии предупреждают, что резкое взвинчивание цен 'Газпромом' может развеять в прах надежды этих стран перейти на евро в 2007 г., поскольку вызванный этим шагом рост инфляции превысит установленные Евросоюзом ограничения. Таким образом, враждебно настроенный Кремль при желании сможет руками 'Газпрома' наложить вето на присоединение прибалтийских государств к зоне евро.
'Новые демократии', например Польша и прибалтийские страны, ошибочно полагали, что, вступив в ЕС, они навсегда избавились от российской угрозы. Однако, судя по недавней ремарке Путина о том, то распад СССР стал 'величайшей геополитической катастрофой' 20 столетия, расслабляться им еще рано.
Энергетические амбиции России не ограничиваются Европой. Она строит крупный трубопровод из Восточной Сибири в Китай с ответвлением в сторону тихоокеанского побережья России, по которому энергоносители будут поставляться в Японию; в ходе разработки этого проекта Пекин и Токио активно оспаривали роль главного партнера Москвы. В краткосрочной перспективе победу, похоже, одержал Китай, но недавно Путин подчеркнул, что Россия стремится стать главным поставщиком энергоносителей на всем азиатском рынке, и соответственно Москва диверсифицирует маршруты поставок. Так, она активно развивает сотрудничество с Индией в энергетической сфере и ведет переговоры о прокладке газопровода на Корейский полуостров. На саммите стран АТЭС в ноябре прошлого года и декабрьском саммите Восточноазиатского сообщества Путин подчеркивал значение сырьевых богатств России для будущего развития экономики азиатских стран. Как выразился один российский обозреватель, за рубежом он 'действует в первую очередь как президент великой сырьевой державы'.
В феврале Путин посетит Алжир, который занимает второе (после России) место по поставкам газа в Европу. Алжир надеется к 2010 г. увеличить на 50% экспорт этого сырья европейским потребителям. Аналитики подозревают, что в ходе визита Путин хочет добиться для России прав на разработку алжирских нефтегазовых месторождений, что косвенно еще больше усилит ее позиции на европейском рынке.
Россия активно действует и на другом стратегическом направлении, завоевывая господствующие позиции в богатой энергоресурсами Центральной Азии. 'Газпром', по сути, поставил под контроль весь экспорт природного газа из Казахстана, Туркменистана и Узбекистана, вытеснив западных и азиатских конкурентов. В результате, по словам одного эксперта, 'любой стране, желающей приобретать центральноазиатский газ, придется 'проходить техосмотр', а условия коммерческих соглашений будет диктовать Москва'.
Все активнее действует Россия и на североамериканском рынке. 'Газпром' уже объявил о своих планах в отношении США: к 2010 г. он намеревается застолбить за собой 10% американского рынка сжиженного газа, а по мере роста объемов производства довести эту долю до 20%. В настоящее время концерн ведет с американскими компаниями переговоры о транспортировке этого сырья. Диверсификация поставок сжиженного газа - давняя цель экономической политики США, и в целом появление нового игрока на американском рынке можно только приветствовать. Однако аналитик Зиба Норманн задается вопросом: 'Устраивает ли Америку столь сильная зависимость' от 'инструмента российского государства'?
Пожалуй, самым наглядным свидетельством о решающей роли энергетической политики в стратегии России и структуре политической власти в этой стране могут служить упорные слухи о том, что после ухода с поста президента в 2008 г. Владимир Путин станет главой 'Газпрома'. О своем будущем президент высказывается туманно: 'Я собираюсь покинуть Кремль, но не собираюсь покинуть Россию'. Впрочем, необходимые навыки для новой работы у него уже есть. 'У тех, кто имел дело с Путиным, - заметила Юлия Латынина в эфире радиостанции 'Эхо Москвы', - могло возникнуть впечатление, что они говорят не с президентом России, а с главой 'Газпрома''.
Если в 2008 г. Путин возглавит 'Газпром', а его доверенное лицо, нынешний председатель совета директоров концерна и первый вице-премьер Дмитрий Медведев, станет президентом страны, и при этом у руля другого государственного гиганта, 'Роснефти', останется путинский сподвижник и лидер 'силовиков' Игорь Сечин, процесс сращивания российского государства с компаниями-экспортерами энергоносителей можно будет считать завершенным. Как выразился один российский эксперт, 'в прежние времена говорили: 'партия и Ленин - близнецы-братья'. Теперь то же самое можно сказать о Кремле и 'Газпроме''.
Аналитики ЦРУ указывают, что торговля природным газом требует от стран, связанных трубопроводными 'нитками', высокого уровня 'политической решимости', поскольку им необходимо поддерживать дорогостоящую и долговременную материальную инфраструктуру, обеспечивающую спрос и предложение. Россия, несомненно, к этому готова - она сделала свой выбор по соображениям не столько экономическим, сколько стратегическим. 'Газпром' - 'самый мощный внешнеполитический инструмент России', - отмечает 'Economist', - и ее главная надежда вновь обрести былое влияние'. Однако возникает вопрос: по мере того, как могущество и влияние России будет расти, сохранится ли у ее торговых партнеров в Азии и на Западе прежняя решимость в отношении политических обязательств, взятых на себя, когда она была нищей и слабой?'
Россия вновь становится великой державой. При всей своей внешней слабости она активно набирает силу. Однако, как отмечает журналистка Маша Липман (Masha Lipman), путинская стратегия носит не современный, а 'ностальгический' характер: восстановление государственного контроля над энергетическими активами страны ради их использования в качестве инструмента развития и внешней политики представляет собой 'антимодернизаторский проект', который 'тянет Россию назад, к традиционной авторитарной модели'.
Президент Путин восстанавливает международное влияние страны хитроумно и дерзко, в духе широко известных методов советских спецслужб - выходцем из которых он и является. Так, управляющим российско-германского консорциума по строительству нового газопровода назначен бывший сотрудник тайной полиции ГДР, с которым Путин познакомился еще в те времена, когда был офицером КГБ и служил в Восточной Германии.
Российская империя, просуществовавшая не одно столетие то в царском, то в коммунистическом варианте, сегодня, по выражению одного российского журналиста, принимает форму 'трубопроводной империи'. Западные и азиатские государства, включая все нынешние и будущие великие державы, попадают в растущую, и во многих случаях опасную, зависимость, от этой страны. Однако подобная зависимость, как уже убедились соседи России, обходится недешево.
Дэниэл Туайнинг, бывший консультант сенатора Джона Маккейна (John McCain), сегодня занимает должность научного сотрудника в Германском фонде Маршалла в США (German Marshall Fund of the United States) и работает над докторской диссертацией в Оксфордском университете