Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Поставить на вид Ирану

Ответить на ядерный вызов Тегерана должен весь мир, а не только Запад

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если в Иране решили, что их решение сорвать печати с установки по обогащению урана станет концом переговоров по скандально известной программе атомных исследований, то они ошиблись. Уровень дипломатической активности, напротив, значительно вырос. Вчера Джек Стро (Jack Straw, министр иностранных дел Великобритании - прим. перев.) приехал в Берлин на внеочередную встречу с министрами иностранных дел Германии и Франции, результатом которой стало решение направить иранский вопрос на рассмотрение Совета Безопасности ООН

Если в Иране решили, что их решение сорвать печати с установки по обогащению урана станет концом переговоров по скандально известной программе атомных исследований, то они ошиблись. Уровень дипломатической активности, напротив, значительно вырос. Вчера Джек Стро (Jack Straw, министр иностранных дел Великобритании - прим. перев.) приехал в Берлин на внеочередную встречу с министрами иностранных дел Германии и Франции, результатом которой стало решение направить иранский вопрос на рассмотрение Совета Безопасности ООН.

Не дремлет и Вена. Здесь Международное агентство по атомной энергии готовится в ускоренном порядке созвать представителей тридцати пяти стран, входящих в Совет управляющих, которые могут объявить действия Ирана нарушением его обязательств. А Вашингтон тем временем рассматривает возможные варианты давления на Иран, которые, с одной стороны, были бы эффективны, а с другой - могли бы получить поддержку во всем мире.

О необходимости продолжать оказавшиеся бесполезными переговоры не упоминает уже больше никто, кроме, пожалуй, Китая, которому от Ирана больше всего остального нужен экспорт нефти - Китай призвал все стороны не накалять ситуацию и продолжить переговоры. Разозлилась даже Россия: она предлагала предоставить Ирану для исследований собственные лаборатории, а Тегеран с ходу отверг это предложение, которое могло бы помочь ему хотя бы спасти лицо. В Москве сейчас тоже говорят, что не исключают, что иранское досье может быть вынесено на обсуждения СБ ООН.

Это решение могло бы стать дополнительным фактором давления на Иран, особенно бы если открытую поддержку шагам Запада высказали и другие страны, глубоко озабоченные проблемой возрождения персидского национализма, скрывающегося под шиитско-исламской маской. Однако в Иране явно считают, что таких факторов давления у Запада слишком мало.

В Тегеране полагают, что вопрос о применении военной силы даже не будет рассматриваться. Территориально иранская ядерная программа проводится на трех сотнях объектов, разбросанных по всей стране, и Израиль, несмотря на шапкозакидательские угрозы президента Ирана, знает, что любой израильский удар, будь он тайным или открытым, обязательно приведет к немедленному ответному удару Тегерана и иже с ним.

Другой очевидный вариант - экономические санкции, однако ввести подобные ограничения также будет трудно: иранский режим купается в доходах от экспорта нефти, которые за прошлый год составили 36 миллиардов долларов. Есть информация и о том, что в стране поддерживаются запасы лекарств и других товаров первой необходимости, которые позволят Ирану выдерживать торговое эмбарго в течение нескольких лет. А, если вспомнить, как дорога сегодня нефть, станет понятно, что некоторые страны не устоят перед искушением и обязательно найдут способ ее вывозить в обход любых экономических санкций - благо опыт Саддама Хусейна у всех на слуху.

Есть, однако, и другие факторы. Многие иранцы положительно настроены по отношению к Западу, а сама иранская нация - гордый народ с древней историей. Никому не понравится, если к его народу будут относиться как к парии. Поэтому например, запрет на проведение соревнований по футболу в Иране и матчей с иранскими командами может стать серьезным фактором для этой нации футбольных фанатов. На статус Тегерана серьезно повлияет запрет на въезд в другие страны для иранских дипломатов. Отказ от контактов с 'бескомпромиссными' назначенцами президента Ахмадинежада также может усилить оппозицию этому наивному экстремисту, за которого приходится краснеть уже очень многим.

Главное здесь то, что мир должен показать, что он не собирается терпеть наглое попрание международных атомных соглашений. Дело ведь те только в том, что Иран рассорился с Западом. В один прекрасный день и Россия может обнаружить, что иранское ядерное оружие уплывает к чеченским экстремистам; изменится и отношение Китая, если начнет набирать силу мусульманский сепаратизм в Синьцзяне. И Россия, и Китай должны поддержать решение Совета Безопасности. Которое, в свою очередь, должно быть принято как можно быстрее.

____________________________________________________________

Отсчет времени до Армагеддона? ("The Washington Times", США)

Россия не будет блокировать действия США против Ирана ("The Washington Post", США)

Западу пора разоблачить иранский блеф России("The Daily Telegraph", Великобритания)