Приблизиться к разрешению так называемых 'замороженных конфликтов' на постсоветском пространстве (Нагорный Карабах, Молдавия/Приднестровье, Грузия/Осетия/Абхазия) и более эффективно бороться с организованной преступностью: это две главные задачи, которые поставил перед собой на 2006 год новый председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Бельгии Карел де Гухт (Karel De Gucht). Вчера он представил в венском Хофбурге свою программу Совету Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, в которую входят 55 государств. 'Die Presse' задала ему в этой связи несколько вопросов.
Die Presse: ОБСЕ в представлении европейской общественности, надо прямо сказать, не то, что журналисты называют 'ходовым товаром'. У Вас есть идеи, каким образом можно было бы снова привлечь больше внимания к работе ОБСЕ?
Министр иностранных дел Карел де Гухт: Даже если общественный интерес обращен прежде всего к ЕС, я все же думаю, что ОБСЕ должна играть более серьезную роль. Это единственный институт, создающий условия для регулярного диалога 55 государств, в частности, таких разных стран, как США, государства ЕС или государства-преемники распавшегося Советского Союза. Разумеется, для обсуждения вопросов, связанных с безопасностью или экономикой, ОБСЕ, например, государствам ЕС не нужна. Однако, для обсуждения подобных вопросов с государствами Средней Азии или Закавказья ОБСЕ, вполне очевидно, необходима.
Die Presse: Почему ОБСЕ важна в данном случае?
Де Гухт: Во-первых, поскольку существуют замороженные конфликты, которые нам рано или поздно просто придется разрешать. Так как они представляют собой постоянный очаг гуманитарной и военно-политической опасности, и они затрудняют демократическое развитие в своем окружении. Во-вторых, в некоторых постсоветских государствах еще не столь хорошо развита демократия. Но все 55 государств-членов договорились о том, что демократия все-таки является нашей общей целью. Именно поэтому организации предстоит еще очень большая работа.
И если ОБСЕ важна, если она должна продемонстрировать результаты, то мы должны дать ей все необходимые инструменты, чтобы она могла выполнять свою роль. А если ОБСЕ будет в состоянии выполнять свою роль, то ей будет уделять соответствующее внимание и общественность.
Die Presse: Но уже давно идут жалобы, прежде всего со стороны России, что ОБСЕ берется только за проблемы, существующие к востоку от Вены, а пространство западнее Вены из ее поля зрения выпадает. Как Вы собираетесь отвечать на это недовольство?
Де Гухт: Во время последней встречи министров иностранных дел в Лайбахе (Laibach) мы все уже договорились, что произведем оценку работу и функций ОБСЕ. Но мы все хотим, чтобы ОБСЕ продолжала играть роль честного маклера. В период председательства в организации Бельгии мы будем также стремиться к расширению спектра деятельности ОБСЕ и к улучшению сбалансирования задач в отдельных областях. По нашему мнению, в последнее время недостаточное внимание уделялось прежде всего экономической сфере.
Die Presse: Может ли ОБСЕ снова взять на себя роль также в разрешении чеченского конфликта?
Де Гухт: Единственный путь, чтобы ОБСЕ снова стала работать в Чечне, это достижение консенсуса всеми 55 государствами - просто потому, что на таком принципе функционирует организация. Я собираюсь поднять этот вопрос во время моей встречи с российскими коллегами. Я хочу выяснить, существуют ли пути и средства, чтобы ОБСЕ снова могла играть роль в снятии остроты этого конфликта.