Немецкие агенты оказывали услуги воюющим государствам в Чечне и в Ираке.
Немцы, что касается отношений между Федеральной разведывательной службой Германии (BND) и американскими спецслужбами, не страдали и не страдают комплексом неполноценности, и уж тем более в связи с войной в Ираке.
'Если нас сравнивать, то мы, конечно, все равно, что пони и слон', - сказал в феврале 2003 года один из экспертов в Пуллахе, резиденции BND. Но при обмене информацией по Ираку мы можем предложить ценные сведения: 'Они поставляют нам породу, у нас - золото в самородках', - сказал с видимой гордостью один из руководителей BND.
Это было незадолго до начала войны в Ираке, в то время, когда Буш (Bush) рисовал все более ужасающие сценарии угроз, о которых сегодня известно, что они не отвечали действительности.
BND предполагала это уже в то время. По информации немецких политиков, глава BND Аугуст Ханниг (August Hanning) был поэтому тоже очень откровенен. Ирак, так говорилось в тогдашнем анализе, в настоящее время не представляет никакой опасности.
Ядерное оружие: его нет
Германская разведка рассматривала ситуацию, скорее, следующим образом: существует абстрактная опасность режима, но определить ее точно не представляется возможным.
Конкретно это означало: ядерное оружие - его нет. Бактериологическое и химическое оружие: возможности для широкого применения отсутствуют. Носители: нет. Эти сведения BND были также в распоряжении США. Но они ими не воспользовались.
Вместо этого они воспользовались другими германскими информационными возможностями. BND, в отличие от служб США, имела в Ираке своих людей.
Они, очевидно, и были теми 'самородками золота', о которых шла речь еще до начала войны в Ираке, 20 марта 2003 года, в Пуллахе. В каких целях американская политика использует эти самородки золота, в то время говорили, что это неизвестно.
Деликатный вопрос
Но как раз из-за этого теперь разворачивается внутриполитический спор в Германии. Поскольку, какие услуги оказали помощники BND, нашедшие убежище после закрытия немецкого посольства у французов, коллегам из разведывательного управления Министерства обороны США (DIA) - вопрос в силу негативной позиции красно-зеленого правительства к войне в Ираке является крайне деликатным.
Бывший сотрудник Пентагона, помогавший координировать военные операции ВВС США, восторгался, выступая по телевидению в программе 'Панорама', помощью, оказываемой немцами. 'Они оказывали нам непосредственную поддержку. Они давали нам информацию для определения целей'.
Высокопоставленные представители BND теперь это категорически опровергают. Немецкие агенты, по их словам, помогали американцам только в том, чтобы не допустить при бомбардировках поражения по ошибке мирных целей.
Впрочем, источник из Пентагона видит ситуацию иначе. Бывший агент рассказал автору 'Панорамы' Джону Гетцу (John Goetz), что немцы действительно помогали в выявлении целей, по которым не следует наносить удары.
Не единичный случай
Но во время инспекционных поездок в Багдад они также сообщали о том, где находились танки. Поэтому если они видели школу, то у них была возможность не допустить, чтобы были убиты гражданские лица. Но если они сообщали о танках, то немцы, по словам агента, должны были знать, что произойдет с их информацией.
Сотрудничество BND с США во время войны в Ираке было в рамках оказания военной помощи не единичным случаем. Еще в апреле 2000 года стали появляться подозрения, что Федеральная разведывательная служба оказывает информационную поддержку России в войне в Чечне.
Есть сведения, что ЦРУ и BND предоставили русским по их настоятельной просьбе материалы о террористических группировках фундаменталистов. В марте 2000 года состоялась поездка главы BND Ханнига в Чечню. Он находился с группой своих экспертов в районе населенного пункта Гудермес, расположенного близи от разрушенной русскими чеченской столицы Грозный. Перед членами Парламентской контрольной группы (PKG) поездка была представлена следующим образом: речь шла о 'сотрудничестве в области борьбы с терроризмом'.
Проблематичной поездка главы BND была, прежде всего, потому, что состоялась она в тот момент, когда министр иностранных дел Фишер (Fischer) требовал более решительной политики в области соблюдения прав человека и вызвал неудовольствие президента Путина критикой Москвы за войну в Чечне.
Если в ближайшие дни и недели деятельность BND вызовет взрыв политической бомбы, то он отзовется эхом в Берлине.
Дело в том, что немецкая спецслужба традиционно опасно связана с соответствующим главой правительства и его политикой. В годы, когда правительство возглавлял Гельмут Коль (Helmut Kohl), были уволены из-за скандалов два координатора деятельности спецслужбы, третий, тогдашний государственный министр Бернд Шмидбауэр (Bernd Schmidbauer), оказался, по меньшей мере, в опасном положении, когда в 1995 году стало известно, что BND оказала помощь в контрабанде 363 граммов плутония из Москвы в Германию.