13 января 2006 года. В сентябре прошлого года заместитель государственного секретаря США Роберт Зеллик (Robert Zoellick) выступил в Национальном комитете по отношениям между США и Китаем (National Committee on United States-China Relations) с речью, в которой он неоднократно призывал Китай стать ответственным "организатором совместного дела" ('stakeholder) в мировой системе. Оказывается, в китайском языке нет перевода для слова ''stakeholder'', а поэтому первоначальной реакцией китайцев стали озадаченность и попытки воспользоваться словарем. Быть может, г-н Зеллик сказал "тот, кто держит в руках бифштекс" (''steak holder")? Ведь, в конце концов, он выступал на обеде. Возможно, это было какое-то техасское жаргонное выражение, чтобы сказать Китаю, чтобы тот покупал больше американской говядины? Но потом китайцы все же уразумели, что именно он имел в виду.
В то время я полагал, что г-н Зеллик поднимает важный вопрос, но сегодня я считаю, что это неотложный вопрос. Почему? Потому что Иран преисполнен решимости построить атомную бомбу, а единственные страны, которые имеют достаточный вес, чтобы помешать этому - дипломатическими мерами - это Китай, Россия и Индия. Будем надеяться, что они начнут действовать, потому что, если Иран станет ядерной державой, установившийся после "холодной войны" мировой правопорядок может рухнуть.
Иран на этой неделе решил бросить вызов Соединенным Штатам, Европе и действующему под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ), сняв печати МАГАТЭ на трех иранских ядерных объектах, чтобы Тегеран смог возобновить процесс обогащения урана, являющийся одним из ключевых шагов в направлении создания атомной бомбы.
Печати МАГАТЭ были поставлены два с половиной года назад, после того, как этот орган ООН обнаружил, что Иран нарушает Договор о нераспространении ядерного оружия (Nuclear Nonproliferation Treaty). Еще тогда можно было бы передать ядерное досье Ирана в Совет Безопасности ООН для принятия против него санкций. Но вместо этого европейцы в обмен на обещание не трогать печати на иранских ядерных объектах попытались урегулировать тот кризис на путях переговоров.
Так почему сегодня это стало проверкой способности Китая, России и Индии быть "организатором совместного дела". Да потому, что, если иранские муллы и знают что-нибудь, так это то, как различать силу и слабость. Иранцам известно, что Соединенные Штаты уже применили против Ирана все санкции, какие только могли. Они серьезно сомневаются в том, что европейцы вообще когда-нибудь решатся на санкции. Далее - и это главное - даже если бы Совет Безопасности выразил Ираку порицание, а Европа каким-либо чудодейственным образом присоединилась к Соединенным Штатам в вопросе санкций, иранцы полагают, что Китай, Россия и Индия (то есть половина мира) никогда не поддержат эти санкции.
Иран отступится только в том случае, если Китай, Россия и Индия ясно заявят, что они не только согласны с тем, что иранское ядерное досье следует передать в Совет Безопасности - мера, которой добиваются Соединенные Штаты и Европа - но что они тоже присоединятся к строгим экономическим санкциям. Западные угрозы, которые радикальный иранский президент вчера отмел прочь как нечто незначительное, уже не принимаются во внимание.
Коммунистические Россия и Китай были противниками Соединенных Штатов в "холодной войне", а социалистическая Индия была нейтральной. Но после окончания "холодной войны" все эти три страны встали на путь капитализма и превратились в важных игроков - а также и бенефициариев - сегодняшней глобальной экономики; при этом Россия поставляет нефть и газ, Китай - промышленные товары, а Индия - компьютерное программное обеспечение. Все три страны сегодня очень заинтересованы в стабильности мировой системы.
Но эти страны, по сути, пытаются бесплатно прокатиться на стабильном мировом правопорядке, который поддерживается в основном Соединенными Штатами при содействии Европейского Союза (ЕС), Организации Североатлантического договора (НАТО) и Японии. Как Россия, так и Китай иногда использовали свое влияние для защиты таких "плохих парней" мирового сообщества, как Иран, Судан и Северная Корея - причем делали это из узко понимаемого экономического своекорыстия и некоего остаточного рефлекса "третьего мира", который толкает их к противодействию американцам.
Но если Иран бросит вызов ООН и станет ядерным, это даст его и без того уже мерзкому правящему режиму щит, прячась за которым он сможет причинять еще большие неприятности - начиная с Ирака и Израиля и кончая Европой. Вполне может статься, что это приведет также к прекращению действия Договора о нераспространении ядерного оружия, к возможному военному удару Израиля или Америки по Ирану - а это, безусловно, нарушит поставки нефти из стран Персидского залива, от которых зависят Индия и Китай - и к ядерной гонке.
На Ближнем Востоке арабы-сунниты, быть может, будут и дальше мириться с тем, что у евреев есть атомная бомба, но только не с тем, что ее будут иметь персы-шииты. Арабы захотят иметь свои атомные бомбы. А Россия получит на своих границах нестабильный, обладающий ядерным оружием Иран.
Справедливости ради следует отметить, что Индия, Китай и Россия все же предприняли некоторые меры к тому, чтобы разрешить нынешний кризис, и послали Ирану сообщение о том, что они не одобряют его действий и могут позволить, чтобы его вопрос был поставлен на обсуждение в Совете Безопасности.
Это помогло тому, что Иран остановился - на какое-то время. Но сейчас Иран пошел дальше, а поэтому то же самое должны сделать Россия, Китай и Индия. Ради себя самих, а не только ради нас эта нарождающаяся троица великих игроков должна стать "осью порядка" (Axis of Order). Старые копы одни уже не справляются с "осью зла" (Axis of Evil). Обратите внимание на то, чем это кончится, ребята. На кону стоит вся структура мирового правопорядка после "холодной войны".