15 января 2006 года. Правительства США и европейских стран в понедельник нарастят свои усилия с целью достижения международного консенсуса по Ирану и попытаются заручиться российской и китайской поддержкой предложения относительно передачи вопроса о ядерной программе Ирана в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН).
Совещания в Лондоне между высокопоставленными сотрудниками министерства иностранных дел Великобритании проходят в условиях, когда имеются признаки того, что Россия не будет препятствовать передаче ядерного досье Тегерана в ООН, в то время как Китай все сильнее сопротивляется этому. Как Россия, так и Китай вынуждены балансировать тесные отношения с Ираном, обусловленные в большой мере коммерческими и энергетическими интересами, с растущим беспокойством мирового сообщества по поводу поведения Тегерана и с давлением со стороны Вашингтона и европейских столиц в пользу принятия активных мер против Ирана.
Составной частью политики российского президента Владимира Путина по оживлению экономики является упор на развитие тех секторов экономики, где Россия по-прежнему сильна. Наряду с природными ресурсами и обороной, ядерные технологии являются одним из немногих секторов, где Россия имеет конкурентные преимущества, поскольку она контролирует примерно треть мирового рынка ядерного топлива.
Наряду с Ираном, Россия строит атомные электростанции (АЭС) также в Индии и Китае и поставляет ядерное топливо на спроектированные и изготовленные в Советском Союзе АЭС бывших советских республик и бывших восточноевропейских стран-сателлитов, в частности, Чешской Республики, Словакии, Венгрии и Болгарии. Объем экспорта российских ядерных технологий составляет примерно 3,5 млрд. долл. США ежегодно.
В этом отношении Иран, имеющий давние исторические торговые отношения с Россией, представляет большие возможности. Советский Союз после исламской революции 1979 года не замедлил заменить Соединенные Штаты и Францию в роли главного поставщика ядерных технологий Ирану.
После краха Советского Союза отношения продолжались с Россией, с которой в 1995 году Иран подписал контракт на строительство АЭС в районе города Бушер. В феврале прошлого года был подписан новый контракт, в соответствии с которым Москва обещала поставлять топливо для АЭС в Бушере в течение всего срока службы реактора и, что очень важно, обеспечивать переработку и хранение отработанного топлива на российской территории, исключая тем самым необходимость для Ирана разрабатывать собственный цикл изготовления и переработки топлива.
Тогдашний глава Федерального агентства РФ по атомной энергии ("Росатом") Александр Румянцев в конце прошлого года заявил, что Россия за те 7 или 8 лет, в течение которых она осуществляет строительство АЭС в Бушере, заработала около 1 млрд. долл. Это способствовало увеличению в 2 раза, примерно до 2 млрд. долл., ежегодного торгового оборота между Россией и Ираном.
Но он сказал также, что торговля ядерными технологиями составляет относительно небольшую долю в общем российско-иранском торговом обороте. Россия заинтересована в углублении сотрудничества с Ираном в других областях, например, в добыче нефти и природного газа, строительстве железных дорог и развитии спутниковых систем связи. Торговый оборот может вырасти до 20 млрд. долл. в год, добавил г-н Румянцев.
А между тем для Китая вопрос Ирана представляет особенно трудную дилемму, поскольку Пекин придает большое значение хорошим отношениям с Вашингтоном, в то же время культивируя отношения с богатыми природными ресурсами странами-париями вроде Ирана в целях обеспечения поставок энергоносителей.
Китай выразил озабоченность по поводу ядерной программы Ирана и заявил, что готов обсудить меры по ее прекращению, но он также демонстрирует нежелание использовать СБ ООН для разрешения данного спора.
Даже если и удастся убедить Китай согласиться на передачу иранского ядерного досье в СБ ООН, едва ли Китай поддержит какие-либо санкции, которые помешали бы его торговле с Ираном, в первую очередь импорту иранской нефти. Китай, кроме того, перед тем, как заявить о своей позиции, постарается, по крайней мере, выждать и посмотреть, что станет делать Россия.
В последнее десятилетие Китай избегает использовать свое право вето для торпедирования любых предложений СБ ООН, которые решительно поддерживают Соединенные Штаты. Подписанная в 2004 году крупнейшая энергетическая сделка Китая с Ираном на сумму 100 млрд. долл., предусматривающая поставки в Китай в течение 25 лет иранского природного газа, пока что не имеет существенных результатов, главным образом по причине резкого возрастания цены газа с момента подписания сделки.
Терминалы, которые предстоит построить в Китае и Иране прежде, чем можно будет транспортировать газ, едва ли будут закончены строительством ранее 2010 года, а это означает, что нынешние напряженности в отношениях могут и не повлиять на данную сделку.