Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Брижит Гранвиль: 'Большая восьмерка - это клуб демократических стран, а Китай таковой не является'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия по праву является членом Большой восьмерки, и это место не получили бы ни Китай, ни Индия, ни Бразилия. Большая восьмерка - это клуб демократических стран, а Китай таковой не является. Я слежу за критикой в адрес Владимира Путина и сожалею о том, что сейчас российские СМИ снова возвращаются под контроль государства, а коррупция в этой стране распространяется уже повсеместно, однако не следует забывать, что в России принята демократическая конституция, при разработке которой, кстати, во многом руководствовались французским опытом

- Не следует ли сейчас отдать место России, когда-то подаренное ей самыми богатыми странами мира, другим бурно развивающимся державам с более мощной экономикой?

- Нет. Россия по праву является членом Большой восьмерки, и это место не получили бы ни Китай, ни Индия, ни Бразилия. Большая восьмерка - это клуб демократических стран, а Китай таковой не является. Я слежу за критикой в адрес Владимира Путина и сожалею о том, что сейчас российские СМИ снова возвращаются под контроль государства, а коррупция в этой стране распространяется уже повсеместно, однако не следует забывать, что в России принята демократическая конституция, при разработке которой, кстати, во многом руководствовались французским опытом.

Что же касается Бразилии и Индии, то по причине своего недостаточного развития они не могут быть членами Большой восьмерки. Конечно, Россия, где годовой доход на душу населения составляет 5500 долларов, по своим показателям больше приближается к развивающимся, нежели к развитым странам, но по своим энергетическим запасам она призвана играть в мире ведущую роль. Управление российской экономикой долгое время оставляло желать лучшего, но все же были достигнуты значительные успехи, и уровень бедности значительно сократился. С 2000 г. количество людей с доходами ниже прожиточного минимума сократилось с 35% до 18%. Безработица составляет всего лишь 6%. Единственный темное пятно - это инфляция, которая держится на уровне 11-12%. Россия потихоньку находит свое место в международном сообществе. Она вот-вот должна вступить в ВТО, что говорит об ее стремлении продолжать реформы.

С тех пор, как я работаю с Россией, я убедилась в том, что у многих в некоторых вопросах уже давно сложилось предвзятое мнение в отношении этой страны. Конечно, нельзя сказать, что Путина совсем не в чем упрекнуть, как раз наоборот. Но в экономическом плане пять лет правления Путина были весьма успешными, они принесли стабильность, в которой Россия так нуждалась. И, учитывая отсутствие конкурентов, трудно сейчас сказать, что случится в 2008 г., когда встанет вопрос об его преемнике.

- Не кажется ли вам, что это экономическое чудо стало возможным, в первую очередь, из-за высоких цен на нефть, а не благодаря политике властей?

- Вот именно, что нет. Каких-то достижений удалось добиться уже в 2000 г., благодаря правильной налоговой и макроэкономической политике. Обычно страны с богатыми природными ресурсами медленно развиваются, им очень сложно получать долговременную прибыль с этой природной ренты. Путин довольно успешно справился с ситуацией, ему удалось сократить внешний долг и создать стабилизационный фонд, в который поступает доход от добычи нефти и газа. В макроэкономическом плане была проделана очень большая работа.

К тому же, больших успехов удалось добиться в развитии сети частных предприятий. За последние пять лет было создано гораздо больше малых и средних предприятий, чем за предыдущие десять лет. Конечно, наряду с этим совсем не сокращается коррупция, она скорее становится нормой. Коррупция и контроль над средствами массовой информации - это черные дыры путинского президентства. Однако нельзя сказать, что своими успехами Россия обязана лишь нефти и газу. Были предприняты важные шаги по диверсификации экономики.

- Энергетическая безопасность должна стать основной темой на предстоящем саммите Большой восьмерки. Но могут ли Европа и США считать Россию надежным партнером, когда она продолжает ядерное сотрудничество с Ираном?

- Я не считаю, что было бы полезно исключить Россию из Большой восьмерки. Лучше интегрировать ее в эту организацию, чтобы потом использовать в ее рамках все возможное давление для влияния на российско-иранские отношения. Но есть и еще один вопрос, по поводу которого было столько нелепых комментариев. Посмотрите, что происходит с Украиной (прим. ред.: из-за отсутствия соглашения по ценам, российское газовое предприятие, поставляющее газ на Украину, просто прекратило свои поставки). Россия вот уже 15 лет субсидирует энергетику Украины. А сейчас, когда она захотела повысить цены на газ и играть по рыночным правилам, украинцы могли бы использовать этот повод, чтобы окончательно почувствовать себя независимыми. Однако складывается впечатление, что они ведут себя как подростки, которые хотят независимости и продолжают просить деньги у своих родителей.

- Как вы считаете, должна ли Россия участвовать в дискуссии о мировом правительстве, которая ведется в рамках Большой восьмерки?

- Не стоит обольщаться. В политическом плане у Большой восьмерки больше лозунгов, чем конкретных действий. Мы видели, что успел сделать Тони Блэр в прошлом году: немного музыки (концерты Live 8 - прим. перев.), разговоры о голоде и бедности в Африке: Это было широко разрекламировано в прессе, но на самом деле все важные решения принимаются на уровне семи министров финансов, и Россия не входит в их число. Хоть это звучит и не совсем политкорректно, но Большая семерка и Большая восьмерка - это совершенно разные вещи.

____________________________________________________________

2005

Брижит Гранвиль - профессор международной экономики и экономической политики Лондонского университета (Queen Mary College)

1999

Она руководит Программой международной экономики в Королевском институте международных отношений

1991

Брижит Гранвиль - член команды иностранных экономистов под руководством Джефри Сакса (Jeffrey Sachs) и Андерса Аслунда (Anders Aslund), которая консультирует Министерство финансов Российской Федерации в период становления рыночной экономики. Потом работает экспертом Российско-европейского центра экономической политики.